Броненосец «Слава». Непобежденный герой Моонзунда. Дореволюционная Россия на фотографиях. Броненосец «Слава

Известно, что существуют две полярные точки зрения на действия линкора (эскадренного броненосца) «Слава» во время боев в Моонзунде в ходе Первой мировой войны. Множество источников называют боевой путь этого линкора героическим. Однако же «в интернетах» присутствует и другое мнение – что линкор использовался малоэффективно, к тому же за все время боев так ни в кого и не попал, и потому ничего героического не совершил.


Кроме того, действия линкора «Слава» периодически попадают в фокус дискуссий иного рода. С давних пор сторонники и противники «большого флота» ломают копья на тему, что было бы эффективнее для Российской Империи – создание линейных эскадр, способных разгромить противника в генеральном сражении, или же строительство относительно небольших броненосцев или мониторов, предназначенных для обороны на минно-артиллерийских позициях.

В предлагаемом Вашему вниманию цикле статей мы попробуем разобраться, как же показал себя линкор «Слава» в боях с кайзеровским флотом и насколько оправдана такая форма морского боя, как оборона минно-артиллерийской позиции.

Русский линкор четыре раза встречался с превосходящими силами немцев на минно-артиллерийских позициях: трижды в 1915 году и один раз – в 1917 году, причем последняя встреча оказалась для «Славы» роковой. Рассмотрим эти "встречи" подробнее.

В 1915 году Адмиралштаб сосредоточил в Балтийском море огромные силы: 8 дредноутов и 7 старых броненосцев, 3 линейных и 2 броненосных крейсера, 7 легких крейсеров, 54 эсминца и миноносца, 3 подводных лодки, 34 тральщика, минный заградитель и вспомогательные корабли. Этими силами немцы собирались произвести масштабнейшую операцию в районе Моонзундского архипелага, обороняемого русскими.

Операция преследовала три цели:
1) Поддержка германских войск, наступавших в направлении Риги. С этой целью флот должен был форсировать Ирбенский пролив и вторгнуться в Рижский залив, откуда немецкие корабли могли поддержать приморский фланг наступающей армии.
2) Воспрепятствовать русскому флоту поддерживать свою армию. Для этого предполагалось уничтожить морские силы русских в Моонзундском архипелаге и выставить минное заграждение в проливе, соединяющем Финский и Рижский залив. Этот пролив был слишком мелок для дредноутов, но вполне достаточен для прохода канонерских лодок, эсминцев и крейсеров. Заблокировав его, немцы могли не опасаться воздействия русской морской артиллерии по своим сухопутным силам в боях за Ригу и устье Двины.
3) Уничтожение главных сил Балтийского флота. Предполагалось, что наиболее современные и мощные германские корабли (дредноуты и линейные крейсера) не примут участия в штурме Ирбенского пролива – туда планировали направить старые броненосцы 4-ой эскадры. Они же выступали бы в роли приманки, потому что давали русским большое искушение вывести в море единственную свою бригаду дредноутов (четыре линкора типа «Севастополь»), которые могли бы с легкостью сокрушить старые германские корабли. Но в этом случае их бы поджидали 11 линкоров и линейных крейсеров Флота открытого моря, которым не составило большого труда отрезать русским пути отступления в Финский залив и затем уничтожить их. Это, по мнению адмиралштаба, поставило бы крест на всяких активных действиях русского флота на Балтике – не то, чтобы они в 1914-ом - начале 1915-го года были такими уж эффективными, но все же изрядно надоедали немцам.

В соответствии с вышесказанным, на прорыв Ирбенского пролива была отправлена только 4-я эскадра, включавшая в себя, помимо тральщиков и минного заградителя, 7 старых броненосцев додредноутного типа в сопровождении легких крейсеров и миноносцев.

Для русского командования этот план не оказался сюрпризом, о нем знали и готовились к противодействию. Но в Моонзунде находились только легкие силы и понятно было, что столь масштабное вторжение они не отразят. Поэтому решено было отправить им на помощь тяжелый корабль, который должен был бы стать «стержнем» обороны Моонзунда. Выбирать было особо не из чего: не имело никакого смысла рисковать дредноутами, загоняя их в мышеловку Рижского залива. Что до броненосцев, то польза от кораблей типа «Андрей Первозванный» ненамного превосходила таковую от «Славы» или «Цесаревича», при том что последние, имея меньшую осадку, чувствовали бы себя куда уверенней среди мелководья Моонзундского архипелага.


Линкор "Слава" в кампании 1914-15 гг

В итоге выбор пал на «Славу» и броненосец, под прикрытием кораблей флота, совершил переход в Моонзунд. Поскольку перейти в Рижский залив непосредственно из Финского кораблю не позволяла осадка, пришлось идти в обход, Ирбенским проливом (фарватер, по которому прошел броненосец, тут же заминировали). Теперь в составе морских сил Рижского залива насчитывался один линкор, четыре канонерские лодки, дивизия старых миноносцев, четыре подводных лодки и минный заградитель. Вместе с экипажем «Славы» ушел в Моонзунд и флагманский артиллерист 2-ой бригады линкоров, Лев Михайлович Галлер.

На рассвете (03.50) немцы приступили к тралению Ирбенского пролива в средней его части – непосредственное прикрытие трального каравана осуществляли додредноуты «Эльзас» и «Брауншвейг», а также крейсера «Бремен» и «Тетис». Остальные пять броненосцев 4-ой эскадры держались мористее.

Первыми открыли огонь по противнику канонерки «Грозящий» и «Храбрый», но были немедленно отогнаны главным калибром германских броненосцев. Однако на этом хорошие для немцев закончились – они завязли в минных заграждениях и имели подорванными три корабля, из которых тральщик Т-52 тут же и затонул, а крейсер «Тетис» и миноносец S-144 вынуждены были прекратить боевые действия – их немцам пришлось буксировать «на зимние квартиры». Приблизительно в 10.30 подошла «Слава».
Казалось бы, сейчас должна пролиться большая кровь. Многим из тех, кто изучал Российского императорского флота, памятен бой черноморских броненосцев с германским линейным крейсером «Гебен», когда наши артиллеристы добивались попаданий с дистанции 90 и даже 100 кабельтов, так почему же на Балтике должно было случиться иначе?

Но увы – если для черноморских броненосцев, которым предстояло обстреливать турецкие крепости в Босфоре, угол возвышения 305-мм орудий довели до 35 градусов, при которых их 331,7 кг снаряды летели на 110 кбт, то для балтийских броненосцев достаточными признавались всего-то лишь 15 градусов вертикальной наводки, что при тех же самых пушках и снарядах ограничивало их дальность стрельбы 80 кбт. У «Славы», чьи орудия были довольно сильно расстреляны, максимальная дальность стрельбы была еще ниже – только 78 кбт. А германские броненосцы, чей главный калибр формально даже несколько уступал «Славе» (280-мм против 305-мм), имел угол возвышения 30 градусов, что позволяло стрелять 240-кг снарядами на расстояние свыше 100 кбт.

Преимущество в дальнобойности не замедлило сказаться – «Слава» был обстрелян с расстояния в 87,5 кбт. Психологически нелегко находиться под обстрелом и не стрелять в ответ, но русский линкор огня не открыл – не было никакого смысла демонстрировать врагу истинную дальнобойность своих орудий. Однако и подставляться под удары пускай облеченных, но падающих под значительным углом снарядов, было нежелательно, и потому, после того как германские броненосцы произвели по «Славе» шесть залпов, линкор отошел за пределы дальности их огня.


В этом бою «Слава» не имел повреждений. По свидетельству служившего на линкоре мичмана К.И. Мазуренко:

«На ее палубы во время обстрела сыпались, как горох, мелкие осколки 11-дюймовых немецких снарядов при их разрывах о воду, не причиняя никакого вреда ни кораблю, ни его личному составу, т.к. палубы в бою были пусты»

На этом, в сущности, участие «Славы» в бою 26 июля закончилось. Немцы продолжали тралить заграждения Ирбенского залива невозбранно, им удалось пройти сквозь две полосы мин, но после этого к 13.00 они налетели на третье заграждение. Эта плотность минных заграждений до известной степени шокировала немецкое командование, они попросту не готовы к такому повороту событий. Шансов протралить проход в Рижский залив за один день практически не оставалось, а запасы угля (вероятнее всего - на тральщиках) подходили к концу. Поэтому командующий германскими силами Эрхард Шмидт отдал приказ свернуть операцию и отступить – ему стало ясно, что для форсирования Ирбенского пролива понадобится куда более серьезная подготовка.

Вскоре после 13.00 корабли, форсировавшие Ирбенский пролив, получили приказ отступать, но это не спасло их от потерь - в 14.05 на минах подорвался и затонул тральщик Т-58. А затем немцы ушли.

Какие выводы можно сделать по результатам боя 26 июля 1915 г? Кайзерлихмарине впервые в своей истории столкнулся с сильными минными заграждениями, которые попытался форсировать - но оказалось, что привлеченных для этого тральщиков недостаточно. Это ни в каком случае не свидетельствовало о неспособности германского флота проводить такие операции – подвело банальное отсутствие опыта, а немцы на своих ошибках учились быстро.

Что же до «Славы», то ее появление имело лишь психологический эффект – немцы видели, что им противостоит одиночный броненосец русских, и строили самые разные догадки, почему корабль не открыл огня и не вступил в бой. Возможно, наличие «Славы» стало дополнительным аргументом в пользу прекращения операции, но безусловно одно – в этот раз немецкую эскадру остановили плотные минные заграждения, перегородившие Ирбенский пролив, но никак не оборона этих заграждений силами флота.

Тем не менее психологический эффект присутствия тяжелого русского корабля, готового вступить в бой под прикрытием мин, оказался очень велик. Командующий германскими морскими силами на Балтике (Э. Шмидт командовал кораблями в море) гросс-адмирал принц Генрих приписывал уничтожению «Славы» большое моральное значение и даже сам кайзер потребовал потопить русский линкор «подводными лодками».

Следующую попытку прорыва немцы предприняли лишь через неделю. При этом состав группы прорыва, которой предстояло проложить дорогу в Рижский залив, претерпел качественные изменения – вместо старых броненосцев 4-ой эскадры в дело должны были вступить дредноуты «Нассау» и «Позен». Ромбическое расположение 280-мм артиллерии главного калибра на этих линкорах трудно признать оптимальным, но способность вести огонь в любом направлении (в том числе прямо по курсу) как минимум из шести стволов (на острых курсовых углах – из восьми) давала двум таким кораблям подавляющее преимущество над «Славой» в артиллерийском бою, даже при условии, что дистанция между противниками позволит русским вести огонь.

Главный калибр броненосцев «Эльзас» и «Брауншвейг», под огонь которых попал «Слава» 26 июля, представляли 280-мм пушки SK L/40, стрелявшие 240-кг снарядами с начальной скоростью 820 м/сек, в то время как на «Нассау» и «Позене» устанавливались более современные 280-мм орудия SK L/45, выбрасывавшие 302-кг снаряды со скоростью 855 м/сек. Четыре 305-мм пушки «Славы» стреляли 331,7 кг снарядами с начальной скоростью 792 м/сек. Таким образом, орудия дредноутов по своим боевым возможностям вплотную приблизились к главному калибру «Славы», но если русский броненосец мог вести бой из двух или четырех 305-мм орудий, то «Нассау» и «Позен» совместно могли стрелять из 12-16 280-мм пушек, превосходя русский линкор по числу стволов в 3-4 раза. Что до дальности стрельбы германских дредноутов, то сведения о ней в различных источниках различаются, но в любом случае она превышала 100 кбт.

Русские также постарались подготовиться к будущим боям. Самой большой проблемой русского корабля была недостаточная дальность его орудий, и с этим нужно было что-то делать. Конечно же, никакой возможности модернизировать орудийные башни, увеличив угол вертикальной наводки непосредственно в Моонзунде, не имелось, но Л.М. Галлер предложил иной вариант – принять в корпус броненосца воды и создать тем самым искусственный крен в 3 градуса. Это должно было увеличить дальнобойность русских пушек на 8 кбт. Почему остановились именно на трех градусах?

Во-первых, при крене свыше 3 градусов сильно падала скорострельность орудий главного калибра, из-за возникающих сложностей с заряжанием орудий. Во-вторых, линкор должен был перемещаться вдоль заграждений, меняя направление движения с севера на юг, а при крене свыше 3 градусов перекренение занимало много времени. В то же время для того, чтобы придать кораблю крен в 3 градуса, достаточно было принять 300 тонн воды (по 100 тонн в три отсека), что занимало не больше 10-15 минут. И, наконец, в-третьих – при крене 5 градусов бронепояс полностью выходил из воды и вновь образованную «ватерлинию» не защищал. Что было чревато, например, прямым попаданием вражеских снарядов в котельные или машинные отделения корабля. «Технологию» кренения линкора успели проверить и отработать до второй атаки кайзеровского флота, но нужно понимать – даже в таком состоянии линкор не мог стрелять дальше 85 кабельтов и тем самым сильно проигрывал «Нассау» и «Позену».

В этот раз немцы не стремились начать с утра пораньше – приказ на выдвижение к Ирбенской позиции на «Славе» получили в 12.19 а в 13.45 линкор был у маяка Церель. На западе показались многочисленные дымы германской эскадры – сигнальщики «Славы» насчитали 45-50 дымов. Линкор пошел на юг, а его скорость была уменьшена сперва до 12, а потом и до 6 узлов. Как только расстояние между «Славой» и германскими дредноутами сократилось до 120 кбт, немцы открыли огонь, дав безрезультатно 6 залпов – все они ложились недолетом на расстояние от 1,5 до 15 кбт от русского линкора.

В ответ на это «Слава» отступила немного на восток, в противоположную от немцев сторону (они двигались с запада на восток). Здесь линкор повернул на север, принял необходимое количество воды и, получив крен в 3’30 град, дал два залпа «для проверки дальномеров и прогрева орудий». Но оба они легли с большими недолетами, так что огонь «задробили». В 15 часов вновь повернули на юг и перекренили корабль. В сущности, в это время «Слава» ходила взад-вперед поперек курса прорывающихся Ирбенским проливом немецких кораблей.

К 16 часам расстояние до немецких линкоров сократилось до 105-110 кабельтов, но орудия русских все еще не могли добросить свои снаряды ни до каких кораблей неприятеля и потому молчали. «Нассау» открыл огонь и дал девять залпов, ложившихся весьма близко к «Славе». Линкор, не имея возможности отвечать, вновь отступил на восток. Но неожиданно на "Славе" заметили подходящую цель для своих орудий – оказывается, два германских миноносца пытались пройти в Рижский, прижимаясь к южному берегу Ирбенкого пролива. В 16.50 «Слава» немедленно повернул на запад, навстречу прорывающейся германской эскадре и (поскольку расстояния позволяли) открыл огонь по миноносцам из своих шестидюймовых башен. Немецкие миноносцы немедленно отступили, а по приблизившемуся «Славе» ударили оба германских дредноута. Столь пристальное «внимание» 280-мм пушек было русскому кораблю совершенно не нужно, тем более что отвечать огнем он не мог. «Слава» отступил, пробыв под огнем «Нассау» и «Позена» примерно 5 минут или чуть больше. За это время вражеские линкоры успели сделать не менее 10 залпов.

Но в 17.30 «Слава» вновь повернул на запад и пошел на сближение – в 17.45 его орудия открыли огонь по тральщику, а затем - по легкому крейсер «Бремен» (на «Славе» ошибочно предположили, что стреляют по броненосному крейсеру «Принц Адальберт»). "Нассау» и «Позен» немедленно ответили, причем их залпы ложились то перелетами, то недолетами, то есть «Слава» оказалась в пределах эффективного огня их орудий. Пять минут «Слава» сражалась, а затем вновь повернула на восток и отступила – но еще 7 минут по ней вдогон били германские дредноуты. В этот раз, чтобы иметь возможность в течение пяти минут обстреливать вышедший вперед германский крейсер, «Слава» вынуждена была подставить себя под огонь неприятеля на 10-12 минут.

Но как только «Слава» вышел за пределы огня «Нассау» и «Позена» (ориентировочно в 18.00), она немедленно развернулась и снова пошла навстречу врагу. Здесь возникает некоторая неясность, потому что после этого разворота по «Славе» никто не стрелял, а русский линкор смог открыть огонь лишь спустя полчаса, в 18.30 по «какому-то судну», скорее всего – тральщику.

Возможно, все дело в том, что примерно в это самое время немцы прекратили попытку прорыва, развернулись и пошли на запад. Если предположить, что «Слава» преследовал их, стараясь не входить в зону огня дредноутов, и обстрелял отставший вражеский корабль, как только представилась такая возможность, то все становится на свои места. Но следует иметь ввиду, что это только догадка автора, точное время разворота немцев на запад ему неизвестно. К 19.00 от немцев осталось лишь несколько дымов на горизонте, и «Слава» получила приказание вернуться в Аренсбург, куда и прибыла в 23.00.

Бой 3 августа закончился, и в этот раз «Слава» сыграла куда более существенную роль, чем в предыдущем контакте с противником, состоявшимся 26 июля. Сложно сказать, насколько прав Виноградов, утверждая:

«Камень преткновения определенно заключался в «Славе» - на протяжении дня 3 августа она не раз заставляла тральщики отходить»

Ведь до немецкого отступления «Славе» удалось обстрелять тральщик один-единственный раз (в 17.45). Но не приходится сомневаться в том, что наличие русского линкора, постоянно «маячившего» перед германским отрядом, заставляло тральный караван вести себя крайне осторожно, не «высовываясь» за пределы защиты «Нассау» и «Позена». Немцы никак не могли знать реальную дальнобойность русских орудий. Можно с полным на то основанием предположить, что действия «Славы» существенно снизили скорость траления Ирбенской позиции и тем самым не позволили немцам пройти ее в течение 3 августа.

Линкор четырежды подставлялся под огонь дредноутов «Нассау» и «Позен». В каждом из четырех случаев – ненадолго, от 5 до 12, может быть - 15 минут. Кто-то вспомнит, что в русско-японскую войну броненосцы сражались часами, но следует понимать, что огонь германской артиллерии с дистанции в 90-110 кабельтов был куда опаснее, чем 12-дм снаряды Хэйхатиро Того в той же Цусиме. На больших расстояниях тяжелые снаряды падают под значительным углом к горизонту, и способны с легкостью пробить палубы старых броненосцев, отнюдь не предназначенных держать удары подобной силы.

При этом дредноуты Первой мировой войны оснащались дальномерами и системами управления огнем, на порядок превосходившими то, чем располагали артиллеристы русско-японской войны. И потому неудивительно, что командир «Славы» не желал подставлять свой корабль под риск получения решающих повреждений за просто так, не имея при этом ни малейшего шанса нанести урон неприятелю.

Зато в тех случаях, когда появлялся шанс причинить ущерб кораблям кайзерлихмарине, на русском линкоре не колебались ни секунды. Едва заметив возможность атаковать германские миноносцы (в 16.50) или обстрелять тральщик и крейсер (17.45) «Слава» немедленно шла на сближение с противником - под огонь дредноутов.

Не приходится сомневаться, что если бы башенные установки 305-мм орудий «Славы» имели, по образцу и подобию черноморских броненосцев, максимальный угол возвышения 35 град., позволявший стрелять на 110 каб., то бои «Славы» с германским флотом 26 июля и 3 августа были бы значительно ожесточеннее. Но русских моряков (в который уже раз!) отправили в бой с преступно негодным . Сложно найти этому оправдание – Отдельный практический отряд Черного моря (во главе с броненосцем «Ростислав») под флагом контр-адмирала Г.Ф. Цывинского демонстрировали результативную стрельбу на дистанциях до 100 кабельтов включительно еще в 1907 году. В следующем, 1908 году инициативы Г.Ф. Цывинского были горячо одобрены не только морским министром, но и Государем-императором. И, тем не менее, в 1915 году «Слава» вынуждена была сражаться, имея предельную дальность стрельбы ниже 80 кабельтов!

В сущности, «Слава» была вынуждена противостоять значительно (в разы) превосходящим силам противника, да еще и с негодной матчастью. Тем не менее, даже в столь невыгодных (если не сказать – безнадежных) для себя условиях, русские моряки не растерялись, а попытались сделать все, что только возможно, не боясь при этом импровизировать.

Разумеется, сложно ожидать высокой результативности от стрельбы на предельные дистанции, да еще и с искусственно вызванным креном корабля.

Всего в бою 3 августа «Слава» израсходовала 35 305-мм и 20 152-мм снарядов. При этом следует учесть, что 4 или даже 8 305-мм снарядов были выпущены в сторону неприятеля «для проверки дальномеров и прогрева стволов», а по факту – скорее для подъема морального духа команды. Речь идет о двух первых залпах «Славы», которые легли с большим недолетом – к сожалению, источники не содержат указания были ли это полные залпы (т.е. из всех четырех 305-мм стволов сразу) или половинные (т.е. из двух стволов) как обычно пристреливались броненосцы. Соответственно, нет возможности установить и количество снарядов в этих залпах. Можно, конечно, поговорить о «зря выброшенных снарядах», но напомню – при первом огневом контакте, хотя «Слава» находилась вне досягаемости германских орудий, немцы дали не два, а целых шесть залпов по русскому линкору.

Таким образом, можно говорить о том, что результативно, то есть с шансами поразить неприятеля, «Слава» выпустила 27 или 31 305-мм снарядов. Примем в качестве эталона точности результативность германской тяжелой артиллерии в Ютландском сражении: израсходовав 3 497 снарядов калибра 280-305-мм, немцы добились 121 попадания, что оставило 3,4% от общего числа выпущенных снарядов.

Ориентируясь на этот процент попаданий, мы приходим к выводу, что максимум того, что можно ожидать от «Славы» при имеющемся расходе 305-мм снарядов - одно единственное попадание в неприятеля. Но с учетом того, что:
1) Дальномеры и приборы управления огнем германских линкоров были совершеннее того, чем располагали на «Славе».
2) Указанные 27-31 снаряд «Слава» израсходовала, стреляя по трем различным кораблям (тральщик, крейсер «Бремен», и потом снова тральщик), то есть русский линкор тратил в среднем не более 10 снарядов на одну цель. Много это или мало? Достаточно будет вспомнить, что новейший линейный крейсер «Дерфлингер», обладавший значительно лучшей матчастью, чем «Слава», и имевший перед войной приз кайзера за отличную стрельбу, в завязке Ютландского сражения смог пристреляться по «Принцесс Ройал» только на 6-ом залпе, израсходовав 24 снаряда. Это, кстати, произошло, когда по «Дерфлингеру» вообще никто не стрелял.
3) Во всяком конкретном случае боевая обстановка имеет свои индивидуальные особенности: видимость и т.д. Вызывает интерес, что в бою 3 августа два германских дредноута, обладая лучшей материальной частью и израсходовав по «Славе» существенно большее количество снарядов, нежели выпустил русский линкор, не смогли добиться ни единого попадания

В соответствии с вышесказанным можно констатировать, что отсутствие попаданий «Славы» в бою 3 августа не может служить доказательством плохой выучки русских артиллеристов.

Продолжение следует...

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter


Эскадренный броненосец «Слава»
Построен на Балтийском заводе в 1903 году.
Водоизмещение - 14826 т.
Вооружение - 58 орудий калибром от 12 дюймов до 37 мм и 4 торпедных аппарата.
Толщина бронирования 254 мм - 31 мм.
Экипаж - 825 человек.

В Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге в 9 зале экспозиции есть картина. На ней изображен русский броненосец, ведущий огонь по врагу.
Подпись под картиной «Бой линейного корабля «Слава» с немецкими кораблями» не дает исчерпывающего ответа на возникающие вопросы.

Бой линейного корабля «Слава» с немецкими кораблями в Моонзундском проливе 17 октября 1917 г. Художник Г. В. Горшков, 1947 г.

Броненосец «Слава» - это последний эскадренный броненосец русского Балтийского флота, спущенный на воду накануне Цусимы и вступивший в строй в 1906 году, когда в Англии уже появились на свет первые линкоры нового поколения -дредноуты...


Он опоздал на свою войну. Четыре однотипных со «Славой» броненосца: «Князь Суворов», «Бородино», «Орел» и «Александр III» - участвовали в Цусимской битве. С тех пор трое - на дне, один - в плену, носит странное на русском слуху имя «Ивами».
«Слава» Цусимы не видел. Зато уже обожжен Свеаборгом. Тогда, в 1906 году, новичков балтийской эскадры правительство бросило на подавление мятежа в старинной морской крепости. И нет хуже приметы во флоте, нежели начинать свою боевую карьеру со стрельбы по соотечественникам...

Летом 1915 года немецкие войска вышли к Рижскому заливу. Для содействия своей армии их флот 19 июля получил приказ прорваться в Рижский залив. Предвидя это, русские выставили минные заграждении в Ирбенском проливе. Эскадренный броненосец «Слава», четыре канонерские лодки, четыре подводные лодки и минный дивизион во главе с «Новиком» вошли в Рижский залив.
Чтобы попасть на Або-Аландские позиции, осадливый «Слава» должен был пройти через довольно мелководный Моонзундский пролив. Это, конечно, было чревато посадкой на мель. Но в Ирбенах - еще опаснее. Тральные работы прикрывают германские тяжелые корабли.

Как ни удивительно, «Слава» пошел именно через Ирбены. И уклонился от боя с превосходящими силами противника благодаря содействию... подводной лодки. Это была английская субмарина «Е-9», которая распугала своим появлением германские патрули и позволила «Славе» пробраться на Або-Аланд незамеченным.

«Слава» была броненосцем старого додредноутного типа, в бою в открытом море против дредноутов она не имела никаких шансов на успех и даже не смогла бы от них уйти.

Маяк «Михайловский» уже был захвачен неприятелем. Совершенно неожиданно, глазам германских наблюдателей предстала страшная картина: по заштилевшей акватории, буквально в нескольких кабельтовых от уже занятого немцами берега, неспешно и уверенно, словно по Маркизовой Луже в Кронштадте, полз русский броненосец. И его двенадцатидюймовые орудия уже качались в повернувшихся башнях, нащупывая цель....

Германское командование отдало приказ уничтожить «Славу». Расправиться с одиночным русским броненосцем должны были семь кораблей аналогичного класса - линкоры типа «Виттельсбах» и «Брауншвейг». Такой силой одного противника можно буквально «затоптать».

Впереди шли тральщики, чтобы сделать проходы в минных полях. Тральщиков прикрывали два легких крейсера - «Бремен» и «Тетис». Скажем прямо - не самые сильные крейсера в своем подразделении. Их главный калибр - 105-миллиметровая артиллерия, которой, зачастую, было недостаточно даже для борьбы с русскими легкими крейсерами. А для «Славы» попадание таким снарядом вообще малочувствительно. Русские канонерки и миноносцы пытались помешать им, но за передовыми отрядами следовали два броненосца - «Брауншвейг» и «Эльзас». Да и остальные пятеро были недалеко от места будущего боя - стояли в охранении эсминцев у входа в пролив.
Канонерки под огнем немецких броненосцев вынуждены были отойти.

Но и для немцев траление не проходило гладко. Попытка перейти к следующей линии минных заграждений закончилась почти мгновенной гибелью тральщика «Т-52» - со всем экипажем. А в 5 часов 38 минут «Тетис» тоже зацепила мину. Крейсер дернулся всем корпусом и завалился в крене. Пришлось срочно выводить его из зоны боя и отправлять на ремонт в Мемель в сопровождении одного из эсминцев. Через полтора часа та же участь постигла эскадренный миноносец «S-144». Но самое страшное для немцев было еще впереди....

К десяти часам утра со стороны Аренсбурга появился на горизонте густой дым это на помощь шла «Слава». Предельная дальность германских одиннадцатидюймовых орудий составляла около 110 кабельтовых. Русский линкор-ветеран был способен стрелять только на 80, и, казалось бы, неизбежно должен был потерпеть поражение.

«Эльзас» и «Брауншвейг» с расстояния 88 кабельтовых открыли по ней огонь. Трудно было сражаться «Славе» с германскими броненосцами: на их стороне численное превосходство и большая дальнобойность артиллерии. Минное заграждение не позволило «Славе» сблизиться с противником. Но русские моряки не отступили. Командир «Славы» капитан I ранга С. С. Вяземский нашел оригинальный выход –броненосец принял 300 тонн забортной воды на угольные ямы, подмочив часть топлива, но обеспечив себе крен в три градуса в противоположную от противника сторону. От этого пушки задрались вверх и дальнобойность увеличилась на 8 кабельтовых. Зато маневренность стала отвратительной, и заряжать орудия стало несколько неудобно. …

Бой «Славы» с двумя немецкими броненосцами длился 1 час 48 минут. «Слава» дала по противнику 16 залпов главным калибром, в то время как ее шестидюймовые пушки вели огонь по немецким тральщикам, не позволяя им тралить мины.

Подрыв на минах еще одного тральщика и решительное поведение «Славы» поколебали уверенность неприятеля в успехе операции, и в два часа пополудни немцы отступили.
При прорыве через Ирбенский пролив немцы понесли значительные потери на минах: погибли два тральщика, подорвались крейсер и миноносец.

Для второго прорыва немцы сосредоточили еще большие силы. Эта операция началась 16 августа в 4 часа утра. Опять вперед устремились тральщики, за ними - миноносцы и крейсера.
Отряд прорыва, идущий сразу за тральной партией, составляли линкоры-дредноуты - «Нассау» и «Позен», Разведку обеспечивали крейсера «Грауденц» и «Пиллау» - быстроходные современные корабли, из числа лучших в Гохзеефлотте. Из «старого» состава балтийской эскадры присутствовал легкий крейсер «Бремен» - в роли проводника по недавно протраленным фарватерам в русских минных полях. Поддерживал разведку «Аугсбург», бывший второй флагман Кильского учебного отряда, легкий крейсер со снайперскими артиллерийскими расчетами. Лучшего стрелка на свой 105-миллиметровый калибр в этих водах надо еще поискать!....

По флангам эскадры в качестве защиты от подлодок носилось около трех десятков эсминцев. У входа в пролив стоял отряд содействия в составе шести линкоров-дредноутов типа «Рейнланд» и «Гельголанд». С ними - на всякий случай - явились и два додредноута, все те же «Эльзас» и «Брауншвейг». А через Кильский канал из Северного моря пришли линейные крейсера Первой Разведывательной группы - «Зейдлиц», «Мольтке» и «Фон дер Танн». Пришли со своими легкими крейсерами и эсминцами противолодочного прикрытия.....

Путь германскому соединению преградил «Слава».

Свинцово-серая тень медлительного одинокого броненосца возникла из утренней полумглы почти неожиданно. «Слава» начала обстрел немецких тральщиков. Впереди головного тральщика в серую воду тяжело рухнул, вздымая высокий белый фонтан, первый двенадцатидюймовый снаряд....

«Нассау» и «Позен» не спеша развернулись для бортового залпа. Германским дредноутам некуда было спешить: по существовавшим до войны тактическим предположениям, корабль предыдущего линейного поколения не мог продержаться против них долее нескольких минут. Или погибнет - или отступит, если успеет, конечно... «Славе» некуда было отступать.

Русский броненосец, умело маневрируя, не прекращал обстрела немецких тральщиков своим вспомогательным калибром. В то же время, опять затопив бортовые отсеки, «Слава» вела огонь главным калибром по немецким дредноутам. Вскоре немецкие тральщики покинули район минного заграждения.

«Слава» в бою с германскими линкорами получила три попадания одиннадцатидюймовых снарядов. Первый снаряде попал в основание левой 6-дюймовой башни. Начался пожар. Боезапас, подготовленный для подачи к орудиям, чуть было не воспламенился. Но через 9 минут благодаря решительности командира башни н смелости ее личного состава пожар был потушен. Своевременное затопление погреба спасло корабль от гибели. Дважды в ходе боя выходил

К 17 часам бой закончился и германские корабли отошли. «Слава» продолжала удерживать свою позицию. Для уничтожения броненосца немцы послали ночью два своих новейших эсминца - V-99 и V-100. На рассвете они встретили русский эсминец «Новик», который, вступив в бой, через десять минут добился трех попаданий в эсминец V-99. Уходя от преследования, V-99 попал на русские мины. После взрыва двух мин корабль погиб.

На следующий день 17 августа немцы опять предприняли попытку прорыва. Погода благоприятствовала наступающим, из проливного створа в сторону обороняемой «Славой» минно-артилерийской позиции полз утренний туман тусклого, жидкого, молочного цвета. В этом тумане, двигаясь малыми ходами и стараясь меньше дымить, «Нассау» и «Позен» неслышно подползли к позиции. И «Слава» на этот раз проспал опасность...

Одиннадцатидюймовый бронебойный снаряд с германского линкора пропорол обшивку и 152-миллиметровую броню верхнего пояса «Славы». Провалился в низы сквозь проломленную палубу. Разорвался в полупустой угольной яме, запалив топливо, и разрушил прибортовой коридор. В нескольких отсеках, расположенных поблизости от района попадания, погасло освещение, затруднив работу ремонтно-спасательной партии. В корабельный лазарет поступили первые раненые. Но никакие жизненно важные системы линкора повреждений еще не получили, и первая кровь не могла деморализовать экипажа.

Перестрелка устаревшего броненосца с двумя дредноутами продолжалась. «Слава» получил еще два попадания - оба с большой дистанции, через палубу. Один из снарядов перебил подпалубный бимс и деформировал барбет бортовой шестидюймовой башни, дугой разорвался возле ростров и выбросил за борт несколько шлюпок.

Германские линкоры пристрелялись, и стоило им попытаться сократить дистанцию - «Слава» не устоял бы. Но в это утро действующая в Балтике британская подлодка «Е-9» торпедировала «Мольтке». Попадание торпеды было довольно опасным, и немцам пришлось организовывать целую спасательную операцию по доставке поврежденного линейного крейсера в док. В результате «отряд содействия» почти полным составом оттянулся к Данцигу.

Той же ночью германские линейные силы расправились с двумя русскими канонерками. «Сивуч» будет потоплен. А его напарник, «Кореец» - Второй, под огнем линкоров выбросился на скалы. И в штаб германских военно-морских сил на Балтике ушло донесение - о том, что будто бы в этом ночном бою погиб и «Слава»... Они приняли «Сивуч» за русский броненосец.

«Слава» числился в погибших почти неделю. Кайзер успел даже подписать представления к наградам для отличившихся артиллеристов в экипажах «Нассау» и «Позена» - «за потопление линейного корабля неприятеля»... Ордена уже покоились в бархатных коробочках, готовые к торжественному вручению, когда разведка доесла в ставку Вильгельма, что двухтрубный русский броненосец снова обстреливает флотилию тральщиков под Моонзундом...

В сентябре 1915 года германским линкорам удалось вытеснить «Славу» под огонь береговой батареи. И от пушки, замаскированной на скальном склоне, русский броненосец получил 7 снарядов, попавших, в основном выше ватерлинии. В экипаже были тяжелые потери, но корабль в очередной раз сохранил боеспособность и решимость сражаться....

Он еще долго будет удерживать свою позицию. Даже потеряв командира - С.Вяземского... Будет держаться насмерть в буквальном смысле слова - наскоро, по ночам, эвакуируя на берег убитых и раненых. На ходу отливая воду из затопленных отделений и силами экипажа устраняя повреждения артиллерии...
Под давлением превосходящих сил противника русские вынуждены были отойти в Моонзундский пролив.

Осенью 1917 года германское командование начало операцию по захвату Моонзундских островов с расчетом входа в Рижский и Финский заливы. Немцы решили уничтожить русский флот и захватить Кронштадт и Петроград. Командование операцией было возложено на вице-адмирала Шмидта, имевшего теперь уже около 500 кораблей и судов, в том числе десять дредноутов.
На пути немцев снова встала «Слава»….

«Слава» трижды подверглась атакам немецких миноносцев, трижды их отбивала и вывела трех из строя. Во время боя на ней обнаружилась неисправность механизмов замков 12-дюймовой башни ввиду небрежной их выделки на заводе, когда осенью 1916 года на броненосце меняли артиллерию. Но, лишившись половины своих тяжелых орудий, «Слава» не вышла из боя: командир корабля Л. В. Антонов решил сражаться до конца.

«Слава» получила три попадания. Два снаряда разорвались ниже ватерлинии, сделав громадную подводную пробоину. Корабль принял более 1100-тонн воды, получил дифферент на нос 5 футов и крен в 8°.
Потом в «Славу» попали еще два снаряда, которые вызвали пожары. Благодаря смелости и настойчивости команды, они быстро были ликвидированы. Старшему трюмному механику Милавскому и его команде удалось, затопив отсеки противоположного борта, уменьшить крен до 4°. Центральный пост вышел из строя, и кормовая башня перешла на самостоятельный огонь.
Когда «Слава» получила еще два попадания, в кормовую кочегарку стала поступать вода: часть топок пришлось погасить. Крен затруднял управление, кораблем, но «Слава» продолжала вести огонь. Русские корабли отходили на север под непрерывным вражеским огнем. В 12 часов 50 минут немцы, наткнувшись на новое минное заграждение, прекратили огонь.

«Слава» села носом настолько, что Моонзундский канал уже пройти не могла. Командир принял решение затопить корабль на фарватере канала, тем самым закрыв врагам проход на север. Одновременно была дана команда подготовить корабль к взрыву. Команду «Славы» сняли наши миноносцы. В 13 часов 30 минут командир «Славы» застопорил машины и приказал зажечь фитили подрывных зарядов. Затем, обойдя палубы и убедившись, что никого из живых на корабле не осталось, Антонов последним сошел, на миноносец. В 13 часов 58 минут последовал взрыв. Прочно севшая на дно фарватера «Слава» горела до следующего утра. Немцы хотя и захватили Моонзундский архипелаг, но прорваться в Финский залив, к Петрограду, не смогли. Сделать это им не позволили стойкая оборона балтийцев и особенно мужество и героизм моряков броненосца «Слава».


Послесловие:

Подвиг эскадренного броненосца "Слава", его командиров и экипажа вызывает гордость за силу русского оружия и силу русского духа, но одновременно возникает очень много вопросов по использованию однотипных кораблей в Цусимском сражении. И самый главный вопрос: почему четыре броненосца типа "Бородино" не смогли переломить ход Цусимского сражения, ведь по итогам боев за Моонзунд, такой тип кораблей показал свою живучесть и возможность сражаться с превосходящими силами противника!
Может все дело в профессионализме командира соединения? Было бы интересно выслушать мнение читателей.

После выхода на экран фильма «Адмирал» все ахали и охали про то, что какие же времена тогда были, и как не справедливо распорядилась судьба с офицерами различных рангов. По фильму «Адмирал» Александр Колчак служил на линкоре « Слава» , но мы мало что знаем про этот корабль, какой был его боевой путь. Я расскажу Вам о нем.

адмирал А. В. Колчак

«Слава» был построен в октябре 1905 года на Балтийском судостроительном заводе.В 1906 году с прибывшими с Дальнего Востока броненосцем «Цесаревичем » и крейсером «Богатырь » линкор «Слава» отправился в первое учебное плавание, посетив порты Бизерту, Тунис и Тулон в Средиземном море.

В конце 1908 года линкор «Слава» в составе эскадры совершал очередное плавание по Средиземному морю. После отработки отрядом и выполнения учебных задач корабли стали на якорь возле острова Сицилия. Экипаж корабля был на отдыхе. И вдруг на рассвете в бухту ворвалась ужасная волна. Все корабли развернуло на 360 градусов. От сильных толчков, которые исходили из-под воды, содрогались их стальные корпуса. Незамедлительно экипаж занял свои места согласно боевому расчету. Но через несколько минут шум стихии умолк и только море продолжало сильно волноваться. Вскоре на эскадру прибыл российский консул в Италии А. Макеев, который просил не отказать в помощи населению города Мессина, пострадавшему от землетрясения. И линкор «Слава» совместно с другими кораблями 16 декабря прибыли на рейд порта Мессина. Перед моряками открылась удручающая картина последствий стихийного бедствия. Город с населением 160000 человек находился в руинах, разрушенный мощным толчком и огромной волной. На катерах и шлюпках моряки отправились на берег для оказания помощи. На следующий день линкор «Слава» приняв на борт 550 раненых, женщин и детей, убыл в порт Неаполь. В те дни весь мир был восхищен гуманизмом военных моряков.

линкор «Слава»

линкор «Слава» в море

спуск корабля на воду

линкор «Слава» ведет бой прикрывая берега Прибалтики

сюжеты из кинофильма «Адмирал»

В 1910 году линкор прибыл во французский порт Тулон для проведения предпланового ремонта. После этого корабль вернулся в порт Кронштадт, откуда получил задание на прикрытие берегов Прибалтики во время первой мировой войны. Затем вел морские бои с немецкими кораблями . В это время командиром корабля был назначен капитан 1 ранга С. С. Вяземский.

Революция застала линкор «Слава» в порту Гельсингфорс 3 марта 1917 года. Руководимый большевиками корабль принимал активное участие в битве за Моонзундский архипелаг, и не однократно встречался в боях с германскими эсминцами. Но один из них стал для военного судна роковым. Тогда линкор , находясь на рейде Куйвасту, встретился с неравной по силам немецкой эскадрой. Против двадцати двенадцатидюймовых орудий противостояли лишь два орудия линкора «Слава ».

линкор «Слава» получил крен

Получив несколько пробоин корабль накренился и больше не смог пройти мелководье Моонзундского канала. Экипаж принял решение затопить военный корабль - этим они воспрепятствовали прохождение кораблей противника через фарватер на подступах Петербурга.

Технические характеристики линкора «Слава» :
Длина - 121,1 м;
Ширина - 23,2 м;
Осадка - 8 м;
Водоизмещение - 13516 тонн;
Судовая силовая установка - паровая;
Мощность - 15800 л. с.;
Скорость - 18 узлов;
Дальность плавания - 1970 миль;
Экипаж - 825 человек;
Вооружение:
Орудия 305 мм - 4;
Орудия 152 мм - 12;
Орудия 75 мм - 20;
Орудия 63 мм - 2;
Орудия 47 мм - 20;
Торпедные аппараты - 2;

«Слава» - эскадренный броненосец-додредноут Русского Императорского флота типа «Бородино». Единственный из кораблей своего типа, не принявший участие в Русско-Японской войне.


«Слава» была построена на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Броненосец был заложен 1 ноября 1902 года, спущен на воду 19 августа 1903, строительство завершено в октябре 1905. К этому времени, после Цусимы, корабль уже считался устаревшим.

После этого «Слава» была приписана к отдельной учебной эскадре


Двигательная установка корабля состояла из 20 водотрубных котлов Бельвиля, выдававших пар под давление до 19 атмосфер, и двух вертикальных паровых машин тройного расширения, приводящих во вращение два 4-лопастных гребных винта



На корабле имелось две динамо-машины с приводом от главного двигателя по 150 кВт каждая, а также два независимых вспомогательных генератора по 64 кВт



Проектная мощность силовой установки составляла 15 800 л.с., но на испытаниях она развила 16 378 л.с., что позволило броненосцу иметь ход в 17,64 узла (32,67 км/ч)



Четыре 12-дюймовых (305 мм) орудия главного калибра были расположены в двухорудийных башнях, размещённых в диаметральной плоскости корабля. Скорострельность орудий составляла порядка 1 выстрела в минуту, а после модернизации системы подачи боеприпасов около 1914 года возросла до 1 выстрела в 40 секунд


Артиллерия среднего калибра была представлена двенадцатью 6-дюймовыми (152 мм) орудиями, которые были размещены также в башнях, расположенных на верхней палубе и имевших электропривод. Практическая скорострельность их составляла порядка 3 снарядов в минуту, боекомплект - по 180 снарядов на орудие



Противоминная артиллерия состояла из двадцати 3-дюймовых (76 мм) орудий с боезапасом в 300 снарядов на каждое. Четыре из них, предназначенные для борьбы с миноносцами, были расположены в носовом каземате, прямо под передней орудийной башней главного калибра, по два на борт, и были в достаточной степени подняты над ватерлинией для того, чтобы вести огонь при любом волнении. Остальные располагались в казематах кормовой части корабля вдоль борта, из-за чего при сильном волнении вести из них огонь было проблематично.



Все предусматривавшийся проектом 47-мм скорострельные пушки Гочкиса кроме четырёх были убраны в процессе постройки корабля, а оставшиеся использовались как салютные.
Кроме артиллерийского вооружения, корабль имел четыре 15-дюймовых (381 мм) торпедных аппарата - по одному надводному в форштевне и ахтерштевне и два подводных по бортам.
Впоследствии, уже в ходе Первой мировой войны, на корабль были установлены два 47-мм зенитных орудия. По другим данным, на начало 1917 года корабль имел четыре 76-мм зенитки. К этому времени его противоминная артиллерия корабля сокращена до 12 3-дюймовых орудий. Кроме того, в 1916 году были внесены изменения в конструкцию башен главного калибра, благодаря которым максимальный угол возвышения стволов 12-дюймовок достиг 25°, а их дальнобойность возросла до 21 км.



Вместе броненосцем «Цесаревич» и крейсером «Богатырь», «Слава» отправилась в первое учебное плавание, в ходе которого посетила Бизерту, Тунис, Тулон и другие порты Средиземного моря.

Броненосец "Слава" входит в Бизерту.



В декабре 1908 года, когда «Слава» находилась в сицилийском городе Мессина, там произошло сильнейшее землетрясение. Экипаж корабля участвовал в спасательных работах в городе, раненые были эвакуированы на броненосце в Неаполь. (об этом событии я расскажу вам в ближайших выпусках)

Моряки принимают участие в ликвидации последствий землетрясения.

В 1910 году на корабле произошла серьёзная авария в котельном отделении, после чего он был отбуксирован «Цесаревичем» в Гибралтар, а затем - отправлен в Тулон, где в 1910-1911 был проведён капитальный ремонт броненосца на заводе фирмы «Форж э Шантье» (фр. Forges et Chantiers de la Méditerranée), занявший около года. После возвращения в Кронштадт, корабль был выведен из состава учебной эскадры и зачислен в состав Балтийского флота

Броненосец "Слава" в Англии .



Броненосец "Слава" во Франции



Броненосец "Слава" на стрельбах.



Машинное отделение


На Броненосце "Слава" перед раздачей вина.


Офицеры Броненосца "Слава".

Моряки Броненосца "Слава".




Моряки Броненосца "Слава" во время занятий и работ.



Матросы Броненосца "Слава".


Броненосец "Слава" 1910-1013.



На начало Первой мировой войны, на Балтике Россия имела только четыре устаревших додредноута, из которых была сформирована бригада броненосцев; четыре дредноута типа «Гангут» находились в стадии окончания постройки. После того, как они вошли в строй и могли приступить к охране входа в Финский залив, «Слава» прошла Ирбенским проливом и присоединилась к силам, действовавшим в Рижском заливе.

Командир линкора "Слава" капитан 1 ранга О.О.Рихтер объявляет команде о начале войны с Германией.



8 августа 1915 года немецкая эскадра начала траление минных заграждений в Ирбенском проливе. «Слава» и канонерские лодки «Грозящий» и «Храбрый» подошли к месту работ; канонерки открыли огонь по тральщикам. Им ответили с большого расстояния немецкие додредноуты «Эльзас» и «Брауншвейг», но «Слава», несмотря на повреждения, полученные от близких разрывов снарядов, не уходила с позиции. Согласно одним источникам, «Слава» не отвечала на их огонь из-за недостаточной дальнобойности орудий, а немцы отступили, так как русских мин оказалось намного больше, чем они рассчитывали встретить. По иной информации, «Слава» вступила в артиллерийскую дуэль с немецкими броненосцами, и, потеряв два тральщика, T-52 и T-58, на минах, немцы временно отказались от попытки прорыва.

Броненосец "Слава" в Гельсингфорсе в годы первой мировой войны.



На начальных стадиях немецкой операции «Альбион» в октябре 1917 года, «Слава» находилась на позиции у острова Саарема, охраняя вход в Рижский залив и Кассарский плёс, отделяющий острова Сааремаа и Хийумаа. 15 и 16 октября она открывала огонь по немецким миноносцам, атаковавшим русские лёгкие силы в Кассарском плёсе, но без успеха.

Утром 17 октября немцы приступили к тралению русских мин у южного входа в Моонзундский канал. «Слава», додредноут «Гражданин» (бывший «Цесаревич») и броненосный крейсер «Баян» по приказу вице-адмирала Михаила Бахирева отправились навстречу немецким силам и открыли огонь по тральщикам в 8:05 по центральноевропейскому времени, а в 8:12 «Слава» с дистанции, близкой к предельной, обстреляла немецкие дредноуты König и Kronprinz, прикрывавшие тральщики. «Гражданин», башни которого не прошли модернизации, и «Баян» продолжили в это время обстрел тральщиков. Немецкие линкоры ответили, но их выстрелы не достали до позиции «Славы». «Слава» также ни разу не попала, хотя некоторые из её снарядов упали всего в 50 м от «Кёнига». В итоге немцы, видя неудобство своей позиции в узкости, затруднявшей маневрирование, отступили.

Броненосец "Слава" после боя в Ирбенском проливе.1917.



Между тем, немецкие тральщики достигли большого успеха, несмотря на постоянный обстрел со стороны русских кораблей и береговой батареи. Кроме того, в это время носовая башня «Славы» вышла из строя после 11 выстрелов из-за деформации бронзового зубчатого венца и заклинивания механизма горизонтальной наводки. Эскадрой был получен приказ отойти к северу для завтрака экипажей. К 10:04 русские корабли вернулись на позицию, «Слава» открыла огонь кормовой башней с дистанции порядка 11 км. Между тем, пока русские завтракали, тральщики проделали в северной части минного заграждения проход, после чего немецкие дредноуты смогли подойти ближе и вступить в бой. «Кёниг» обстрелял «Славу» в 10:14, и с третьего залпа накрыл русский броненосец тремя попаданиями.

Первый снаряд попал в носовую часть, прошив броню под ватерлинией и взорвавшись в помещении носовой динамо-машины, в результате чего оно, а также погреб боеприпасов носовых 12-дюймовых орудий и другие отсеки в носу, были затоплены. Корабль принял 1 130 тонн воды, получил дифферент на нос и накренился на 8°, позднее крен удалось уменьшить до 4° благодаря действию помп. Третий снаряд попал в броневой пояс левого борта напротив машинного отделения, но не пробил его. В 10:24 в корабль попало ещё два снаряда, попав в район передней дымовой трубы, они повредили погреб шестидюймовых снарядов и переднее котельное отделение; начался пожар, который удалось потушить через 15 минут. Погреб передней 6-дюймовой башни левого борта пришлось затопить. В 10:39 ещё два снаряда своим попаданием убили двоих человек в котельной и затопили угольный бункер. Примерно в то же время «Славе» и второму броненосцу было приказано отступить у северу, их отход прикрывал «Баян».



Течь в трюмах «Славы» усиливалась настолько, что корабль не мог уйти вместе с остальным флотом через Моонзундский пролив между островами Хийумаа и Вормси; экипажу было приказано после прохода флота затопить броненосец у входа в пролив. Однако созданный на корабле после Февральской Революции Комитет приказал экипажу покинуть машинное отделение из-за угрозы затопления; вскоре корабль лёг на подводные камни к юго-востоку от входа в пролив. Эсминцы сняли с корабля экипаж, после чего в 11:58 был взорван погреб снарядов кормовой 12-дюймовой башни. Взрыв посчитали недостаточно сильным, поэтому трём эсминцам было приказано добить корабль торпедами. После попадания одной из шести выпущенных по «Славе» торпед, корабль лёг на грунт с дырой в левом борту в районе дымовой трубы.

Из списков флота корабль был окончательно вычеркнут 29 мая 1918 года, уже после победы Октябрьской революции.

В середине 1930-х годов независимая буржуазная Эстония разобрала остатки корабля на лом

На иллюстрации "принт" из фильма "Адмиралъ", линкор "Слава" обстреливает позиции немецкой армии у мыса Рагоцем, 1915 год.

Тактико-технические характеристики линкора "Слава" Тип «Цесаревич» (русская постройка)

Водоизмещение, т 15275
Длина, м 121,3
Ширина, м 23,2
Осадка, м 8,9
2 машины общей мощностью, л.с. 15800
Винтов, шт. 2
Котлов Бельвиля, шт. 20
Скорость, узлов 17,2 – 17,6
Запас угля, т до 1235
Дальность плавания (на 10 узлах), миль 3200
Бронирование борта, мм 102 – 194
Бронирование рубки, мм 51 – 203
Бронирование противоторпедной переборки, мм 43
Бронирование каземата, мм 75
Бронирование орудий, мм 76
Бронирование башни ГК, мм 63 – 254
Бронирование башни СК, мм 30 – 152
Бронирование палубы, мм 70 – 89
Вес брони общий, т 3555
Экипаж, чел. 28/754
Экипаж, чел. 30/828 – 837

Вооружение: 4 – 305/40 мм, 12 – 152/45 мм, 20 – 75/50 мм, 20 – 47 мм, 2 – 37 мм, 10 пулеметов; 2 надв. и 2 подв. тори. апп. 381 мм.

Памяти всех защитников Рижского фронта, 1915 - 1917 гг., морских и сухопутных.

Иногда этот линкор ещё называют броненосцем или дредноутом, это от того, что он был заложен как однотипный броненосец таким русским броненосцам как «Цесаревич», «Князь Суворов» но после Русско-японской войны, когда броненосный флот стал модернизироваться на более мощные корабли серии «Дредноут» на «Славе» прошли модернизации орудий и остальных частей судна, в итоге его нельзя было назвать броненосцем но он не был и дредноутом.
Линкор был введён в ряды русского флота в марте 1905 года под командованием капитана первого ранга Князева. Был однотипным броненосцам серии «Бородино». Сразу после Цусимского сражения на «Славе» проходил ряд работ направленных на устранение недостатков броненосцев этого типа. Линкор вошёл в так называемый Балтийский отряд кораблей. Куда помимо него вошли линкор «Цесаревич» (единственный уцелевший броненосец первой Тихоокеанской эскадры после Русско-японской войны), а так же крейсер «Богатырь». Своё боевое крещение линкор получил во время подавления мятежа гарнизона Свеаборгской крепости. В дальнейшем, корабль совершил ряд плаваний по Балтийскому, Северному, Средиземному морях.
В ноябре – декабре 1908 года линкор находился в Италии, узнав, первого декабря о землетрясении в Мессине принял участие в помощи жителям города и эвакуации раненых. В память об этом итальянский народ всегда помнил русских моряков, пришедших на помощь жителям Мессины во время стихийного бедствия и преподнес русском флоту ряд памятных подарков.
После поражения в Русско-японской войне адмирал фон Эссен всерьёз взялся за подготовку флота к будущей войне. Так двадцать третьего мая 1910 года линкор принимал участие в крупных учениях проходивших в Биорке и Ревеле вплоть до первого июля. В 1912 году был проведён ряд учений по маневрированию и стрельбам.
В июле 1914 года в связи с обострением внешнеполитической ситуации в Европе русское морское командование решило не медлить и заминировать Финский залив, дабы не допустить внезапный прорыв немецкого флота, и высадки немецкого десанта в районе Петербурга. Так 31 июля 1914 года линкоры «Слава», «Цесаревич» и «Павел I» были развёрнуты в районе мыса Пекерот, прикрывая миннозаградительную операцию. Две тысячи сто двадцать одна мина были поставлены ещё до официального объявления войны.
В апреле 1915 года линкор готовился к отражению возможной атаки немецкого флота в Або-Оландском районе, помимо «Славы» этот районе готовились оборонять линкор «Цесаревич», крейсера «Аврора», «Диана».
Позднее линкор отличился в районе Риги, огнём своей артиллерии он поддерживал фланг Северного фронта, которым командовал полковник, князь Мелихов, и весьма успешно, прикрывал высадки небольших десантов русских войск в тылу противника.
Немцы пытались прорвать линию русских минных заграждений, линкор «Слава» сильно уступал немецким боевым судам флота открытого моря по дальности стрельбы, тогда приходилось затоплять несколько нижних отсеков что бы создать крен на борт и увеличить дальность стрельбы линкора. Во время очередной поддержки флага Северного фронта, 152 – мм шрапнельным снарядом был убит командир корабля капитан первого ранга Вяземский. Его похороны вылились в манифестации против «тевтонской агрессии», пресса возносила почести экипажу броненосца, а экипаж объявил себя личными врагами кайзера Вильгельма II. Так же отметим во многих операция на Балтике «Славу» поддерживало судно, которое можно по праву называть авианосцем, это гидроавиатранспорт «Орлица» на борту которого находились четыре боевых самолёта. Осенью 1916 года на «Славе» были поставлены новые орудия главного калибра с дальностью стрельбы сто пятнадцать кабельтовых.
Во время февральской революции было убито много морских офицеров, и даже некоторые адмиралы, так например, был убит в Гельсингфорсе адмирал Непенин, а в Кронштадте герой Русско-японской войны контр-адмирал Роберт Вирен. «Слава» избежала подобных вещей, экипаж был крепко спаян за три года боёв.
Последний бой «Славы» состоялся в октябре 1917 года, когда немецкий флот вновь ринулся на прорыв минной блокады Рижского залива. Командующим обороной был адмирал Бахирев, отметим это был один из немногих кто отказался принять манифест 2 марта в котором Государь Николай II отрекался от престола. Лишь доводы адмирала Непенина о том что это необходимо чтобы продолжить войну с Германией и сохранить единство фронта, подействовали на него. В дальнейшем адмирал учувствовал в Кубанском Ледяном походе Белой гвардии, и был расстрелян в 1919 году в рамках красного террора. 4 октября русские корабли во главе с линкором «Слава» сразились с третьей немецкой эскадрой. Немцам очень быстро удалось подавить русские батареи в прибрежных районах, после того как линкор получил ряд прямых попаданий, капитан первого ранга Антонов приказал уничтожить линкор, дабы он не попал к неприятелю. Давая выйти из Моонзундского пролива линкор до последнего вёл бой с неприятелем, стреляя в том числе и по самолётам немцев, остальные корабли ушли, но у «Славы» был свой дух, - дух обороны Рижского залива. К этому времени немцы захватили Ригу, и русский флот уходил из этого района, но верный страж «Слава» пожелал остаться здесь навсегда. В 13:58 линкор взорвался, для верности в упор выпустили торпеду, что бы линкор точно не достался врагу. Корпус «Славы» находился в проливе очень долгое время. Лишь в 1956 году он был окончательно разобран.

Загрузка...
Top