Феномен мироточения. Святое миро: известные факты. Из досье «кп»

Наверное, нет в христианской религии более удивительного явления, чем мироточение икон. И для священников, и для знатоков икон, и для учёных это явление всегда было предметом спора и больших дискуссий. Но ответ на вопрос о том, почему же происходит такое явление, так до сих пор и не найден. Вполне возможно, что раскрыть эту тайну человечество не сможет никогда.

Что такое мироточение икон?

Это появление на их поверхности маслянистой влаги, которая называется миро. Ко всему прочему это миро имеет очень приятный благоухающий запах, который можно почувствовать на довольно большом расстоянии. Причём миро может быть как густым, так и жидким, и может иметь очень разный цвет.
Но была когда-то в нашем мире икона, которая мироточила в течение 15 лет. И имя этой иконы Мироточивая Иверская-Монреальская икона Божией Матери.

Эта икона была написана в 1981 году на Афоне. И написал её иеромонах Хризостом. В 1982 году эту икону увидел православный канадец Иосиф Муньос Кортес и попросил создателя иконы её продать. Но получил отказ.

Несколько дней провёл Иосиф в монастыре, а в день своего отъезда получил в дар образ иконы. Перед тем, как покинуть монастырь, он приложил полученную икону Божьей матери к оригиналу в Иверском монастыре.

Иосиф возвратился домой, в Монреаль, а полученная икона заняла достойное место в его «красном уголке». А через несколько дней произошло самое настоящее чудо - икона начала мироточить. Произошло это событие 24 ноября 1982 года. И продолжалось оно долгих 15 лет. Миро этой иконы имело очень сильный аромат роз, и его даже собирали в специальные сосуды.

За эти 15 лет икона побывала во многих странах мира. И везде православные просто глаз не могли оторвать от такого чуда. А её хранитель Иосиф невероятно гордился и радовался тому, что эта икона доверила свою судьбу его рукам.

Но в 1997 году в ночь с 30 на 31 октября Иосиф Муньос был убит в Афинах, а Мироточивая Иверская-Монреальская икона Божией Матери просто бесследно исчезла. Её подлинная судьба не известна до сих пор.

Но в сентябре 2007 года вновь случилось чудо. Простая бумажная копия пропавшей мироточивой иконы снова замироточила, но уже на другом краю света - в Гонолулу на Гавайях.

Все мы земные люди и нам все чудеса хочется засунуть в рамки рационального объяснения. Так происходило и с мироточивостью икон.

Существует 3 версии происхождения миро:

  1. Обман и мошенничество ради наживы и популярности.
  2. Естественный процесс образования влаги при содержании иконы в определённых условиях.
  3. Миро - это ни что иное, как елей, которым помазывают верующих. При целовании иконы часть этого елея остаётся на ней. К тому же на икону может попасть масло от лампад, которые висят перед ней.

Конечно, все эти объяснения можно запросто считать правдивыми. Но в нашей серой и будничной жизни нам так не хватает чудес, нам так хочется верить в то, что мироточение икон происходит на самом деле, что иконы - это не просто картинки, это святые вещи, которые могут не только мироточить, но и лечить многие болезни.

Лабораторные анализы показали, что миро - это жидкость органического происхождения . Каким образом она возникает на святынях, остается необъяснимым. В результате исследования влаги, взятой с одной из плачущих икон, было установлено, что "это самые настоящие слезы". Миро возникает на иконе буквально "из ничего". Бывает, влага появляется и набухает на стекле киота, покрывающем образ, или выступает на самой иконе под ним. Древность или новизна иконы, ее материал не имеют значения; могут мироточить изображения на дереве, бумаге, стекле и т. п.

История Православной Церкви насчитывает около тысячи образов, прославившихся чудотворениями. Большинство из них - образы Божией Матери. Главным основанием для почитания образа как чудотворного являлось удостоверенное дарование конкретной помощи людям: исцеление больных, заступление от врагов, пожаров, стихии. Иногда эту помощь предваряло или сопровождало сверхъестественное событие: Матерь Божия Сама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как следует обрести Ее образ; иконы шествовали по воздуху, спускались или поднимались сами собой; от них наблюдалось сияние при их обретении (Елецкая-Черниговская, Ченстоховская-Тывровская, Царевококшайская, Жировицкая, "Милующая", Ахтырская, Галичская, Дубовицкая), исходило благоухание ("Елеоточивая"), звучал голос ("Скоропослушница", Югская, Смоленская-Соловецкая), икона сама собой обновлялась (Касперовская) или оживало изображение на ней ("Нечаянная Радость", Серафимо-Понетаевская).

От некоторых образов чудесным образом источались кровь, слезы, миро. Истечение крови ("Закланная", Долисская, Чен-стоховская, Иверская, Кипрская, Пахромская, "Нечаянная Радость"), как правило - от нанесенной образу раны, происходило для вразумления людей, оскорбивших святыню. Слезы, истекавшие из очей Пресвятой Богородицы ("Плачущая", Тихвинская-Афонская, Ильинская-Черниговская, Пряжевская, Рядитенская, Казанская-Высочиновская, Ка-занская-Каргопольская, "Умиление"-Новгородская, Каплуновская, Мирожская, "Знамение" - Новгородская, Корсунская-Изборская), воспринимались и как знак скорби о грехах человеческих, и как знак милосердия Владычицы, плачущей о своих чадах.

До XX в. мироточение или слезоточение икон было редким, исключительным явлением. Массовые знамения стали наблюдаться в России в XX в. Первый такой период приходится на начало 1920-х годов. 1991 год - начало времени повсеместных знамений от икон в России.
Иконы чудесным образом обретаются, обновляются, мироточат в храмах, монастырях, в домах простых людей. Это несомненный исторический факт.

1991 год положил начало расчленению России. Страна оказалась ввергнутой в пучину испытаний. На Светлой седмице 1991 источала благоуханное миро икона Божией Матери "Державная" из Николо-Перервинской обители в Москве. Летом того же года в одном из старинных храмов Вологды потекли слезы из очей Господа на образе Нерукотворного Спаса.

22 ноября 1991 в Смоленском Успенском соборе источила слезу Казанская икона Божией Матери. "Слезы Богоматери! Явление, приводящее в трепет и благоговение, - пишет о плачущих иконах протоиерей Михаил Помазанский. - Оно свидетельствует, как близка миру Богородица. Но - пусть бы этих слез не было! Если в семье нет для детей большего горя, как видеть плачущую свою мать, то для христиан каким должно быть сильным и страшным потрясением знать, что о них и из-за них проливает слезы Матерь Божия!..

Укорительно для нас и предостерегающе, и призывом к покаянию должны быть приняты нами слезы Богоматери!" Несколько лет происходит мироточение икон в центрах православной святости - Оптиной пустыни, Спасо-Преображенской пустыни Рижского Троице-Сергиева монастыря, в новоустроенных монастырях и др.

Количество сообщений о чудесах от икон в России в конце XX - начале XXI века побило все рекорды. К примеру, в Свято-Введенском монастыре города Иваново с декабря 1998 года по март 1999 года мироточили 1047 икон.

Член комиссии по описанию чудесных знамений в Русской Православной Церкви Павел Флоренский считает, что ничего необычного в этом нет: массовое мироточение вызвано тем, что восстанавливаются храмы, и икон становится больше. Многие чудеса связаны со святыми покровителями России - Царственными мучениками.

В сентябре 1994 в Царском Селе мироточила Феодоровская икона - покровительница Дома Романовых. В Покровском храме Мариенбурга (близ Гатчины), выстроенном в память чудесного спасения Царской семьи при крушении поезда у станции Борки, замироточила икона "Взыскание погибших". Это произошло 17 февраля 1994, в канун празднования этой иконе.

Сначала из ока Богоматери истекла тонкая светлая струйка, затем слезы потекли одна за другой, потом появились три полоски мира от левого плеча. Позже замироточила вся поверхность иконы. Чудо продолжалось около двух месяцев. В свое время получила широкую огласку и история с мироточением иконы святых Царственных мучеников.

31 января 1997 в доме одной московской прихожанки замироточила прозрачным благоухающим миром небольшая бумажная икона Царя-Мученика Николая Александровича и св. равно - ап. кн. Владимира.

В 1998 началось мироточение иконы Государя Николая Александровича в московском храме Вознесения Господня на Гороховом поле. Образ был перенесен сюда из квартиры одной из прихожанок, где чудо впервые было зафиксировано 7 ноября 1998. Обильное истечение мира происходило почти ежедневно, а дивное благоухание не прекращалось ни на один день, особенно усиливаясь во время панихид по Царственным мученикам.
Вопреки законам физики, миро струилось по лежащей на аналое иконе не вниз, а с четырех сторон киота к изображению Царя. С тех пор икона периодически источает миро, что неоднократно было зафиксировано кинокамерами. Эта икона путешествовала по России, ее торжественно принимали в разных епархиях.

Прихожане храма Святой Троицы в селе Старый Валовай, в 200 километрах от Пензы, накануне Пасхи стали свидетелями необычного явления: с икон стекало миро, и на них проступила кровь. "Вот уже в течение года у нас мироточат 27 икон, но за две недели до Пасхи они стали особенно сильно "плакать". А шесть Икон вообще закровоточили", - рассказал староста храма Геннадий Заливное.

"Сначала мы наблюдали, как на иконе "Распятие Христа", на лбу Иисуса, выступила красная капелька, потом она потекла струйкой. После этого кровь появилась на ладонях, ногах, ребре", - заявил он.

Чуть позже закровоточили "Спас Нерукотворный", "Спаситель Благословляющий", "Спаситель Вседержитель", "Богоявление", еще одно "Распятие" - только те иконы, на которых изображен Иисус Христос. Все они стоят либо на алтаре, либо рядом с ним.

После службы прихожане собирают вату и платочки из-под икон, на которые стекает миро. Потом верующие прикладывают их к больным местам и вылечиваются. "У моего сына Владимира больные ноги, операцию даже делали. Одна нога так болела, что ночью спать не мог. Я приложила ему платок, пропитанный миром, и боль прошла. Сейчас ему гораздо лучше", - рассказала одна из прихожанок. Все мироточащие иконы этой церкви раньше находились в домах прихожан. И ни одна ни разу не мироточила, тем более не кровоточила. И только в храме произошло чудо.

Большинству людей, даже тем, кто имеет весьма отдалённое отношение к христианству, доводилось слышать о таком удивительном явлении, как мироточение икон. На протяжении многих лет оно является поводом для дискуссий среди учёных, священников и просто знатоков древнего искусства. Несмотря на то что в этом направлении проводится определённая работа, установить, почему мироточат иконы, до сих пор не удалось, и ничто не обещает скорых открытий в будущем.

Что означает термин «святое миро»?

Под мироточением принято понимать появление на поверхности икон, а также на мощах святых капель маслянистой ароматической жидкости, издающей специфическое благоухание, подчас весьма сильное. Именно она и носит название миро. При этом надо отметить, что его количество, цвет и густота могут быть различными и не зависят от каких-либо внешних факторов. По крайней мере, установить эту связь не удалось.

Мироточения прошедших веков

Характерно, что в Священном Писании нет упоминаний о случаях мироточения в первые века христианства. Информацию о них доносит до нас лишь Священное Предание, то есть устная традиция передачи тех или иных фактов, связанных с христианством, а также апокрифы - неканонические (не признанные церковью) литературно-религиозные памятники.

Из них, например, мы знаем о ежегодном истечении мира от мощей Иоанна Богослова, а также великомученика Феодота. Кроме того, широко известно (из тех же источников) мироточение мощей святителя Николая Чудотворца, Димитрия Солунского и Иоанна Скилицы.

Мироточения последних десятилетий

Хронология известных случаев истечения мира показывает, что за весь период истории христианства, предшествующий XX веку, это явление представляло собой большую редкость. В литературе о нём встречаются лишь отрывочные и разрозненные сведения. И только в XX веке оно приняло по-настоящему массовый характер.

Первый этап приходится на начало двадцатых годов, но затем сведения о мироточении икон становятся редкими. Возможно, это объясняется тем, что богоборческая власть, установившаяся в стране, просто замалчивала подобные случаи. Лишь в девяностых годах в СМИ появился настоящий поток сообщений о чудесных обретениях икон, их мироточении и случаях самопроизвольного обновления. Причём места, где мироточат иконы, назывались самые различные - от частных квартир до всемирно известных храмов.

Как это начиналось?

Начало было положено в мае 1991 года иконой Пресвятой Богородицы «Державная» хранившейся в Николо-Перервинском монастыре столицы. Вслед за ней источились слёзы из очей Спасителя на образе, находившемся в одном из вологодских храмов, а в ноябре того же года замироточила из

Наиболее обильными на чудеса оказались конец XX и начало XXI века. Сообщения о случаях истечения мира достигли такого количества, что специально созданная при Московском патриархате комиссия, в обязанность которой входило изучение и описание чудесных знамений, буквально не знала отдыха.

Точка зрения служителей церкви

С богословской точки зрения, если мироточит икона - этому должно быть вполне конкретное объяснение. Несмотря на то что все канонические иконы священны в силу своего духовного содержания, некоторые из них избираются Промыслом Божьим, и через них Господь ниспосылает людям особые знамения.

При этом вещественными знаками высшего горнего мира считаются как само миро, имеющее целебные свойства, так и, источаемое им благоухание. Таким образом, икона мироточит, являя нам определённое знамение свыше, смысл которого не всегда понятен.

Важно отметить: сам по себе факт мироточения иконы не является основанием для признания её чудотворной, но истекшее из неё миро считается способным творить чудеса. В связи с этим стоит упомянуть захват турками греческого города Салоники в 1430 году. Фанатики-мусульмане, игнорируя хранившиеся в городе православные святыни, расхватывали миро с мощей святого Дмитрия Солунского, используя его, как медицинское средство самого широкого назначения.

Голоса скептиков

Однако следует признать, что среди церковных деятелей современности находится немало скептиков, весьма настороженно относящихся к этому явлению. Они обращают внимание общественности на то, что известны случаи мироточения языческих статуй и даже икон, находившихся в распоряжении самых антигуманных и бесчеловечных тоталитарных сект. В связи с этим они рекомендуют более сдержанно относиться к случаям истечения из икон мира, слёз и даже крови, и, если мироточит икона, не делать преждевременных выводов.

Освидетельствование мироточивых икон

Так как мироточащие иконы, как правило, привлекают к себе большое количество паломников, и тем самым создают предпосылки для извлечения прибыли, нередки случаи фальсификации этого явления и прямого мошенничества. Для предотвращения подобных злоупотреблений Московским патриархатом была разработана специальная процедура освидетельствования икон и мощей на установление подлинности их мироточения.

Согласно установленному правилу, в тех случаях, когда мироточит икона, и в местное епархиальное управление поступает сообщение об этом, незамедлительно формируется специальная комиссия, которая производит её осмотр и опрос свидетелей. Цель этих действий - установить наличие внешних причин, способных вызвать подобный эффект и ввести в заблуждение окружающих.

При их отсутствии икона на определённый срок помещается в запертый и опечатанный киот. Если и в этом случае появление масляных пятен не прекращается, то даётся официальное заключение о мироточении. За последние десятилетия с помощью этого несложного метода было выявлено немало случаев прямого подлога.

Экспертиза, проведённая государем

Любопытно отметить, что первый известный факт разоблачения подобного рода фальсификации связан с именем Петра I. Известно, что однажды государь принялся тщательно осматривать одну из богородичных икон, истекавшую «слезами». От его внимания не ускользнуло, что в углах глаз образа были проделаны тончайшие отверстия, искусно замаскированные наложенной сверху тенью.

Это побудило его продолжить осмотр и снять покрытие с оборотной стороны иконы. Под внешним слоем он обнаружил углубления, сделанные в доске как раз напротив отверстий в глазах Богородицы. Как и следовало ожидать, они были наполнены густым маслом, которое под воздействием тепла свеч, зажигаемых перед иконой, таяло и сквозь каналы выходило наружу, создавая эффект стекающих по щекам слёз.

Разоблачив, таким образом, обман, государь издал указ, определяющий меру наказания для тех, чья вина в фальсификациях подобного рода будет установлена и доказана. Однако с тех пор не переводились на Руси лиходеи, в равной степени презиравшие и Божий Суд, и земной - уголовный. И продолжали святые образа истекать чистейшим лампадным маслом, уснащённым благовониями.

Иные причины появления капель на иконах

Но кроме Божьего повеления, в результате которого мироточит икона, и умышленной фальсификации, отмечены и иные причины появления характерных капель на их поверхности. Прежде всего, они могут образовываться вполне естественным путём - в результате внешних условий.

Кроме того, причина может заключаться в попадании капель масла после того, как прихожане, пройдя обряд полиелея (помазания лба елеем), целуют икону и, прикасаясь к ней, оставляют масляные следы. И, наконец, известны случаи, когда икона «мироточит» в результате случайного попадания на её поверхность масла от находящихся рядом икон.

Важно отметить, что явление источения мира не является особенностью икон какой-либо определённой страны или даже континента. Например, в СМИ было много информации о том, что активно мироточат иконы Абхазии. Рассказывалось в связи с этим о двенадцати образах Святого Георгия. И в то же время широко известны подобные случаи, зафиксированные в Греции, Италии, Канаде и Южной Америке.

Какие иконы мироточат?

Дать на этот вопрос какой-либо однозначный ответ весьма трудно. Но, тем не менее, замечено, что чаще всего это происходит с относительно новыми иконами, написанными в течение последних десятилетий. Сведения о мироточении старинных и издревле почитаемых икон весьма ограничены.

Причём совершенно невозможно заранее предвидеть когда и при каких обстоятельствах это может произойти. На одном из приведённых в статье фото мироточит икона с изображением царевича Алексея, написанная в наши дни (фото № 1), а на другом - Спасителя, возраст которой превышает сто лет (фото № 2).

Можно привести наглядный пример, взятый из недавнего прошлого. В 1981 году на Афоне одним из монахов была написана икона Божьей Матери. На следующий год её увидел и пожелал купить некий канадец Иосиф Кортес, но получил отказ. Не желая огорчать гостя, монахи подарили ему список столь понравившегося ему образа. Перед отъездом канадец приложил копию к оригиналу, после чего отправился на родину.

Через несколько дней после его возвращения в Монреаль копия, полученная в подарок, замироточила, и это продолжалось в течение пятнадцати лет. Следует заметить, что на оставшемся в Афонском монастыре оригинале никогда не появлялось ни капли мира. В 1997 году Иосиф Кортес был ограблен и убит, а его реликвия похищена. Но чудо на этом не прекратилось - в 2007 году неожиданно для всех начала мироточить сделанная с неё бумажная репродукция.

Если икона мироточит, что это значит?

Из приведённого примера можно заключить, что объяснить возникновение этого явления с позиции нашей общечеловеческой логики невозможно. Почему мироточит икона Божией Матери, являющаяся лишь типографским оттиском, и не источает миро оригинал, написанный во святой обители на Афоне? Невозможно дать сколько-нибудь исчерпывающий ответ на этот и многие подобные ему вопросы. Но главное - для нас непостижим скрытый смысл этого явления. Если ниспосылаемое свыше, то прозреть заложенное в нём нам, грешным, увы, не дано. Единственное, о чём можно сказать с определённой долей уверенности, - миро не является указанием на чудотворность иконы, на которой оно появилось.

Чудотворные иконы России

Что же касается икон, действительно прославившихся чудотворениями, то, согласно имеющимся официальным данным, которыми располагает Русская православная церковь, их за всю историю христианства на Руси насчитывается около тысячи. Большую часть из них составляют образы Пресвятой Богородицы. Во всех случаях их почитание обусловлено конкретной помощью, оказанной людям. Обычно это исцеление недужных, защита от нашествий врагов, пожаров, а также избавление от эпидемий и засухи.

Нередко с чудотворными иконами связаны различные сверхъестественные события. Например, явление в сонном видении Богородицы, указывающей конкретное место, где будет обретён её образ, перемещение икон по воздуху, исходившее от них сияние и многое другое. Известны также случаи чудесного обновления икон и даже исходящих от них голосов.

Клин-9: запах и трепет

В военном городке Клин-9 в 2001 году у пожилой женщины дома замироточили иконы. И не одна или две, а абсолютно все! Телевидение, пресса: пройти мимо такой «картинки» тогда мог только ленивый, неважно, верующий или неверующий. Корреспондент «НС» Наталья БЕССОНОВА, в то время юная неофитка, побывала в паломничестве у мироточивых икон.

У Валентины Жучковой я была в 2003 году. Мироточение икон в ее квартире тогда только началось, но о нем было уже широко известно и за пределами Московской области. Поехать мне посоветовал мой духовник — для укрепления веры. Он предложил взять с собой из дома икону. Как мне рассказали перед поездкой — у некоторых людей привезенные иконы начинают мироточить еще в руках, когда они только заходят в квартиру, но это редкий случай. Всем остальным Валентина сама их помазывает ваткой с миром.

Итак, я собралась ехать. Ко мне присоединилась скептически настроенная подруга и один иеромонах, насельник подмосковного монастыря. Батюшка уже бывал у Валентины, оставил у нее свою икону и теперь хотел ее забрать назад. По дороге в машине мы обсуждали мотивы нашей поездки. Что нами движет? Любопытство? Да. Желание обладать личным «домашним чудом» — мироточащей иконой? Да. Хорошо это? Нет. Так что же мы едем? «Чудо, как началось внезапно, так может и закончиться — а мы потом будем жалеть, что не видели все своими глазами, хотя могли — вот поэтому и едем», — оправдывались мы друг перед другом.

Сладкий цветочный запах мы почувствовали, когда еще только приблизились к блочной пятиэтажке, во втором подъезде которой и находилась необычная квартира. В подъезде и вовсе стоял такой аромат, что воздух казался густым. От запаха и трепета перед встречей с чудом кружилась голова. Валентина приветливо нас встретила, меня и подругу провела в гостиную комнату и включила посмотреть фильм «Клинское чудо», где она рассказывает, как все началось, а сама пошла с батюшкой искать его икону.

После того, как мы посмотрели «вступительный» фильм, Валентина провела нас в соседнюю комнату, бывшую спальню, до потолка заставленную иконами. Их было очень много: бумажные, металлические, деревянные; старые и новые. Мироточили все иконы. Разные образы пахли по-разному. Например, иконы блаженной Матроны пахли лилиями не зависимо от того, где стояли и из чего были сделаны. Под всеми иконами лежали аккуратные тряпочки-полотенца и вата, чтобы миро не капало на пол (вату эту Валентина раздавала всем, кто приходил).


Батюшка начал служить молебен, после которого Валентина подвела нас к пластиковой кювете, где в мире «плавала» Иверская икона Божией Матери. Она вылила все миро из кюветы в аптечные пузырьки и подарила их нам, а иконочку протерла, положила обратно и предложила присмотреться к ее поверхности. На полиграфическом изображении появились пузырики-фонтанчики и кювета снова начала наполняться благоухающим составом. Если бы мне кто-то рассказал, что кювета по объему большая, чем икона, может наполниться до краев, я бы не поверила. Но я видела это своими глазами и даже сфотографировала.

Валентина рассказывала, как обновляются старые иконы, как в комнате пахло сырой землей перед террактом 11 сентября, как приходил физик и говорил, что это конденсат в воздухе и смеялся над ней, но когда подержал Иверскую и миро потекло по его рукам — уверовал и крестился, как кричат бесноватые, как исцеляются болящие, и много-много еще историй, страшных близостью духовного мира. Бедная женщина. Я слушала все это и думала, что вот, не приведи Господь, случилось бы такое у меня — я же сошла бы с ума в считанные часы, если не от гордости, так от полной невозможности существовать рядом с постоянным чудом, а она вот держится, смиряется даже как-то.

Хотя вид у нее несколько блаженный. Но поскольку и ситуация, в которой она живет, не рядовая, то наверно ей простителен некоторый восторженный мистицизм… Говорит, что для нее великая тайна, почему именно в этой квартире все началось, и что она не знает, с какой целью Господь все это устроил. Но раз Ему так угодно, она готова принимать бесконечные толпы людей в своей квартире, которая теперь похожа вагон метро в час пик, раздавать всем пузырьки с миром, рассказывать снова и снова, как все началось, и как уверовал физик.

Где-то через час всех этих разговоров и размышлений, осязания и обоняния — мозг отключается в аварийном режиме. Блокируется та его часть, которая отвечает за распознование реальности и анализ происходящего. Начинаешь все воспринимать «как должное». Да, действительно, на вырезанной из календаря бумажной иконе проступила свежая кровь и пахнет она «естественно» кровью; да, а вот потекла капля мира и с моей иконы, привезенной из дома…

Обратно мы возвращались молча. Моя «скептически настроенная подруга» так и доехала до Москвы с открытым от удивления ртом — икона, которую она привезла с собой в Клин, замироточила у нее в руках. После этой поездки девушка стала регулярно ходить в храм, исповедоваться и причащаться. Миро на иконах, привезенных домой, застыло капельками и скоро засохло, но кружащий голову запах держался еще очень долго.

Если судить по плодам, как советует Священное Писание, то нас увиденное укрепило в вере и это плод положительный. Но желания поехать туда вновь нет, потому что страшно. Сверхъестесственность происходящего в Клину очевидна. Но вот от кого это все-таки происходит? От Бога или нет? Не ясно, а потому страшно. Разобраться в этом своим умом не представляется возможным. Страшно ошибиться, так как слишком масштабна будет эта ошибка.

Мироточение в Клину: почему плачут иконы?

Спустя семь лет бесконечный поток паломников и зевак в Клину-9 иссяк. Клинское «мироточение» оказалось почти забыто не только журналистами, но и церковными людьми. Почему? Выяснить это пытался наш корреспондент Дмитрий РЕБРОВ.

Хранительница икон

От Москвы более полутора часов на электричке, от станции автобусом в пригород — расположена квартира Валентины Жучковой, «хранительницы» клинского чуда, в военном гарнизоне на самой окраине города. Здесь, налево от проходных, в панельной пятиэтажке уже семь лет мироточат иконы. У входа в подъезд недавно выстроенная часовенка, безлюдно. «Вы на прием? Проходите», — Валентина сама открывает дверь. На вид ей не больше пятидесяти, невысокого роста, голова покрыта платком. — «Вот, это здесь!» — указывает она рукой на дверь комнаты. «Приезжают со всего СНГ, из Канады, из Бельгии, Вашингтона, Нью-Джерси», — объясняет Валентина охотно, но, узнав, что мы приехали не просто «в паломничество», а писать репортаж, становится неразговорчива. «Публикации мне не нужны, журналисты к моим словам постоянно прибавляют тысячи искажений. Мне не нужно рекламы. Я устала за семь лет принимать по пятьсот человек в день. Да и соседи обижаются, не устраивает их все это…». Но поскольку, сегодня кроме меня, других посетителей нет, Валентина Михайловна рассказывает, как семь лет назад у нее дома «заплакали» иконы.


«За много лет я убедилась, что миро появляется не из икон, а сходит как облако. Происходит это незаметно», — объясняет Валентина Жучкова. Практически на всех иконах крупные капли — «миро» повсюду: на ликах, на одежде. У некоторых икон, лежащих в деревянных киотах, капли только снаружи, на стеклянной дверце, но большинство лежат без окладов, и там капли равномерно распределены по всей поверхности. Пахнет чем-то вроде карамели, впрочем, не так сильно, как описывали СМИ семилетний давности. Главная святыня — Иверская икона в открытом киоте — практически полностью погружена в масло. «Эта икона по-прежнему мироточит сильнее всех», — говорит Валентина. «Смотрите. Видите как появляются капли?», — говорит она, доставая икону. (формат иконы не более 15-20 см по диагонали). «Миро» медленно стекает с иконы, и на ее блестящей и влажной поверхности становятся заметны по мере сползания масла вниз несколько вздутий, как бы капель. Чуть позже поверхность начинает покрываться мелкими пузырьками, как бы от воздуха. «Вы видите? А то некоторые смотрят на икону, и говорят: как она мироточит, покажите, я достаю им, мы оба смотрим, я вижу, а он нет! — беспокоится Валентина. — То есть они просто не верят своим глазам, видят и не верят!». Своим глазам я поверил.

«Не является ли это все это подлогом? Нет, не является», — объясняет нам через некоторое время уже в самом Клину протоиерей Алексей Тюков, клирик Скорбященского храма, участник специальной комиссии благочиния по изучению феномена мироточения. Кроме этой комиссии, в компетенцию которой входила богословская и пастырская экспертиза, с «клинским мироточением» работала и экспертная группа по описанию чудесных событий, происходящих в Русской Православной Церкви, при Синодальной богословской комиссии Московского Патриархата под председательством Павла Флоренского: «Научной экспертизой занималась синодальная группа, и они, как и мы, можем подтвердить, что истечение маслянистой жидкости действительно происходит. Говорить, что это подделка, у нас нет оснований».

Однако священнослужители, окормляющие приходы клинского благочиния, в разговоре о «чуде» аккуратно подбирают слова: «Мы называем это явление не мироточением, а истечением маслянистой жидкости, — отмечает отец Алексей, — ведь сам по себе факт «мироточения» еще не дает возможности говорить, что это явление от Бога». И такая осторожность не случайна. По Апокалипсису, нет такого чуда, которое не может подделать антихрист. Многое смущает священноначалие в «клинской истории».

«Здесь происходит множество чудес, обращения, исцеления, — продолжает рассказывать Валентина. — Как пример — моя собственная семья, ее жизнь ведь перевернулась коренным образом. То, о чем я и мечтать не могла, случилось: дочь, которая долго не могла родить ребенка, имеет сейчас четверых детей. Все мои дети были неверующие, а теперь пришли к вере, повенчались, и живут церковным браком».


В квартире с иконами сейчас никто не живет: дети перебрались в Клин, а сама Валентина — в Тверь, где о своем чуде старается не распространяться: «В тамошний храм хожу обычной прихожанкой», — признается она. Раза два в неделю Валентина приезжает в гарнизон, где принимает паломников: мирян, монахов, священнослужителей. На вопросы: «а почему чудо произошло именно у вас?», — скромно отвечает: «Не знаю, наверное, это связано с самим местом, потому что я обычный грешный человек, и не считаю себя достойной по каким-то заслугам этого чуда, я просто хранительница этих икон».

Чудо есть, послушания нет
«Если вы отправитесь к благочинному, он вам такого наговорит, я даже спорить со всем этим не хочу!», — вздыхает на вопрос об отношении местных священнослужителей к чуду «матушка Валентина», как ее на монашеский манер называют иногда паломники.

Семь лет назад между Валентиной Михайловной и пастырями Клинского благочиния возник конфликт. Началось все с того, что после нескольких вопросов священства «хранительница чуда» прогнала пришедшую к ней от благочиния комиссию. «Мы тогда пришли посмотреть, — хотелось все увидеть своими глазами, побеседовать, — рассказывает отец Алексий Тюков, — но вдруг увидели на полках «мироточащими», кроме икон, и весьма сомнительные изображения, такие как портрет Ивана Грозного, какие-то фотографии духовников Валентины. После нашего вопроса о неканоничности изображений Ивана Грозного Валентина Михайловна прервала разговор и попросила нас покинуть помещение. Мы пытались получить хоть какую-то информацию об исцелениях, которые, как она говорила, здесь происходят, но ничего конкретного узнать не смогли. Сама Валентина Михайловна объясняет отсутствие такой информации у нее тем, что ей это просто «не нужно», сперва «как-то записывала», а потом устала, «всего-то не перепишешь!»

С пастырского собрания, на которое ее пригласило местное священноначалие, Валентина ушла сама: «Она обрушилась тогда на нас с бурей критики: почему мы не признаем «ее» чудо, и почему мы не напечатали о нем в церковной газете, когда о других чудесах печатаем, — рассказывает благочинный Клинского округа протоиерей Борис Балашов. — Дело в том, что в поселке Нудоль Клинского района, в храме Преображения Господня тоже замироточила икона. Мы напечатали об этом небольшую заметку в церковном приложении к районной газете. Про Валентинины иконы мы писать не стали, потому что отнеслись к ним с осторожностью, выбрали выжидательную позицию. На собрание мы пригласили Валентину побеседовать, она же с порога стала возмущаться, упрекать нас, обвинять в «неверии».

Настоятель храма в честь преподобномученика Серафима Клинского, расположенного в гарнизоне, священник Игорь Ковалев, чьей прихожанкой до «мироточения» была Валентина, рассказывает, что первое время она приносила ему иконы показывать, однако в храме их «мироточение» каждый раз прекращалось. — «Поначалу в церковь отдавала, но да что их относить, если они там не мироточат?», — резонно замечает теперь Жучкова.

Священник Игорь Ковалев склонен расценивать характер «мироточений» в квартире Валентины как «абсолютно нецерковный». «Из всех людей, кто посетил Валентину в нашем микрорайоне, до этого в церковь вообще не заглядывая, после просмотра «мироточения» в храм пришел только один человек, — говорит он». Учитывая, что храм отца Игоря в военном городке единственный, а посетила квартиру Жучковой чуть ли не большая часть жителей гарнизона, «миссионерский улов» чуда действительно невелик. «Мы никогда никому не запрещали туда ходить, хотя и не благословляли, но сейчас ни один прихожанин в нашем храме не посещает квартиру Валентины, хоть поначалу к ней и стояли огромные очереди, — продолжает отец Игорь. — Сегодня ездить стали гораздо меньше, а многие из тех, кто приезжает, заходят по пути в наш храм, и, поговорив с прихожанами или со мною, обсудив это, часто и вовсе решают не идти в квартиру. И наоборот, те, кто уже возвращается из квартиры, — к нам в храм, как правило, не заходят».

По наблюдениям местного священства, вокруг Валентины и «мироточивых» икон очень быстро собралась экзальтированная публика. «В итоге все это выразилось в том, что Валентина Михайловна перестала участвовать в приходской жизни, перестала исповедоваться и причащаться в храмах нашего благочиния, предпочтя устраивать самостоятельные молебны у себя дома, перед иконами. Это, конечно, еще не раскол, но уже некая нездоровая самостийность, — считает благочинный округа протоиерей Борис Балашов. — К ней в «паломничество» стали приезжать какие-то священнослужители из других епархий, читать там акафисты, какие-то «старцы», к которым на «лечение» она стала водить знакомых женщин».


«Чудо ради чуда — бессмысленно. Бог не действует просто так, Он всегда имеет очень определенную цель в плане спасения человека. А, попадая под авторитет Валентины, люди, увлеченные ее харизмой, получают неверное представление о Боге, о духовной жизни, — говорит отец Алексий Тюков. — Например, одному нашему прихожанину Валентина сказала, что «к батюшке приходить не нужно, причащение тебе не поможет». Мы, конечно, не можем от каждой бабушки требовать высот аскетического трезвомыслия, и, действительно, сами не можем с уверенностью сказать что-либо о природе «клинского чуда», но если есть чудо, но нет послушания, а напротив — скандалы, разделения, нас, как пастырей, это настораживает и определяет наше отношение к этому «чуду» как в высшей степени осторожное. Плод духа — это мир, а не разделения. Поэтому мы не благословляем своих прихожан посещать эту квартиру. Не хули и не принимай, если не можешь со стопроцентной уверенностью определить, какого духа это чудо — это древний святоотеческий принцип по отношению к «чудесным» явлениям. Им мы и руководствуемся».

Валентина подтверждает, что не ходит в храм, где не верят в «ее» чудо. Ее нынешний духовник живет далеко, в Почаевской лавре, и, как она говорит, это он посоветовал ей не давать никаких интервью. Но пока мы прощаемся, уже в дверях, она, без каких-либо вопросов с моей стороны, вспоминает про «различные подходы в Церкви к одним и тем же вещам», а если конкретнее, то про наболевшее: «Я вот никаких паспортов с чипами, никаких карточек брать не собираюсь — заявляет она. — Я ведь и от пенсии отказалась, и ото всех льгот. Для меня так легче. Зачем я под номером буду ходить? Я под именем своим хочу! Сейчас про Диомида говорят, что мол, это раскольник, он мол такой-сякой… А он ведь здесь был, и был не один раз! И хотя бы один епископ был таким, как он, так бы мнение свое высказывал, это же мученик просто!»

«Вы думаете почему иконы плачут?» — спрашивает она в последний момент, и сама же отвечает на свой вопрос: «Может именно потому и плачут, что вокруг все «зачипированно», везде эти карточки… Просто Бог видит, как мы живем, вот и плачут они!» Возможно, сама того не заметив, Валентина Жучкова сказала «мы». Только вот кого она имела в виду под этим «мы»: себя ли, пастырей благочиния, еще кого-то или всех вместе, осталось загадкой.

Одним из самых ярких и наиболее известных примеров мироточения от святых икон явилось чудо от Иверского Монреальского образа Божией Матери .

Эта икона была написана в 1981 году на Святой Горе Афон иеромонахом Спасо-Рождественского скита с оригинала самого образа Богородицы «Вратарница». Через год монастырь посетил православный чилиец испанского аристократического происхождения Иосиф Муньос Кортес, занимавшийся изучением иконописи и преподававший историю искусств. Он захотел купить эту икону. Ему отказали, однако при отъезде икону ему подарили. Иосиф побывал в Иверском Афонском монастыре и приложил икону к оригиналу.

Он вернулся в Монреаль и стал хранить икону у себя дома. Впервые образ замироточил 24 ноября 1982 года и затем мироточил почти непрерывно в течение пятнадцати лет. Вот как описывает Иосиф Муньос начало мироточения: «В три часа ночи я проснулся от сильного благоухания. Вначале подумал, что оно исходит от мощей или разлитого флакона духов, но, подойдя к иконе, поразился: вся она была покрыта благоухающим миром! Я застыл на месте от такого чуда!»

По свидетельству людей, видевших Монреальскую икону, святое миро истекало главным образом из рук Богородицы и Божественного Младенца, а также из звезды на плече у Богородицы. В то же время задняя сторона образа всегда оставалась сухой. Миро, имевшее сильный аромат, собирали в сосуды: так его было много.

Хранитель иконы Иосиф Муньос возил образ по многим приходам в разных странах. Икона побывала в Америке, Австралии, Новой Зеландии, Западной Европе и Болгарии. От образа Богородицы происходили многие чудеса, в том числе исцеления.

Обычно икона источала миро во время молитвы перед ней. Иногда миро изливалось так обильно, что проступало через стекло, которым была покрыта икона, и заливало подножие иконы, стол и стену. Особенно обильно миро истекало в дни великих праздников.

Известны не только многие случаи исцеления людей от неизлечимых болезней после молитвы перед Монреальской иконой, но и частые примеры исцеления человеческих душ, когда люди, побывав у чудотворного образа, изменяли свою жизнь, находили утешение в скорбях, обращались к молитве и духовной жизни. Многие представители иных конфессий — католики и протестанты — почитали икону.

В ночь на 31 октября 1997 года произошла трагедия: Иосиф Муньос был убит в Афинах, а Иверская Монреальская икона бесследно исчезла.

В 2007 году простая бумажная копия Иверской Монреальской иконы начала мироточить в русском православном приходе мироточивой Иверской-Монреальской иконы Божией Матери в Гонолулу на Гавайях.

В наше время явления мироточения икон нередки, и это — великая милость Божия к нам. Миро, елей всегда являлись знаками милосердия, благодати Господа. Нередко можно слышать от людей неверующих или сомневающихся, что жидкость, истекающая от икон, которую принято называть миром (хотя название это условное, миро, которое применяется в Таинстве миропомазания, — особое, очень сложное вещество, состоящее примерно из сорока компонентов), это смола, какие-то выделения дерева или конденсат, осевший на иконе. Но мы прекрасно знаем, что мироточат не только иконы, написанные на дереве, но и бумажные репродукции, наклеенные на картон, а также фотографии, фрески и металлические иконы. Мироточение — сверхъестественное явление, не поддающееся никакому рациональному объяснению. Это — чудо Божие. Как можно объяснить, что миро иногда может издавать удивительно приятное и сильное благоухание? Или как объяснят скептики тот факт, что из некоторых икон миро изливается буквально литрами?

Авторы сами были свидетелями чуда в храме Рождества Богородицы в городе Уфе. Настоятелем храма тогда был ныне покойный протоиерей Борис Развеев. В начале 90-х годов пошлого XX века в этой церкви замироточили сразу несколько икон. Под образами были поставлены большие хрустальные вазы, которые довольно быстро наполнялись миром.

Истечение мира случается не только от чудотворных икон, но и от мощей (останков) святых людей, угодников Божиих. Например, мощи святителя Николая Чудотворца, архиепископа города Миры Ликийские, находящиеся с 1087 года в крипте базилики имени этого святого в городе Бари (Италия), постоянно источают миро. Оно ежегодно извлекается священнослужителями через небольшое отверстие в гробнице.

Еще одним чудом, связанным со святыми мощами, является нетленность тел некоторых святых. По особому смотрению, Промыслу Божию тела иных подвижников не подвергаются тлению.

К примеру, на острове Корфу более полутора тысяч лет почивают нетленными мощи святителя Спиридона Тримифунтского. Даже кожа на его теле сохраняет мягкость и упругость. Ученые многих стран неоднократно подвергали исследованию мощи святителя и пришли к выводу, что это чудо необъяснимо с научной точки зрения.

Иногда в жизни случаются разные чудеса. Одним из таких проявлений является мироточение икон. Что же такое миро? И что значит, если мироточит ? Попробуем найти ответы на эти часто задаваемые вопросы.

Святое миро: известные факты

До 20-го века в литературе встречается очень мало фактов этого необычного явления. Есть лишь небольшая скудная информация о том, что мироточили мощи Николая Чудотворца, Иоанна Богослова, Иоанна Скилицы и Дмитрия Солунского. И лишь с наступлением 90-х годов прошлого столетия иконы начали «плакать» во многих местах: монастырях, храмах, маленьких церковках и в обычных квартирах.

«Плачут» или «мироточат» - это значит, что на иконах или частицах мощей выступает необычная маслянистая влага, иногда она выделяется небольшими каплями, а иногда стекает ручьями. При этом от нее исходит невероятный аромат. Каждая икона имеет свой запах: яблочный сладковатый или нежный одуванчиковый.

Самое массовое мироточение началось в 1991 году, когда сначала в Москве в Николо-Перервинском монастыре заплакала икона Пресвятой Богородицы. Затем сразу в нескольких монастырях и храмах России замироточили самые разные образа. Из настоятелей и специалистов была создана специальная комиссия, которая изучала это явление.

Версия священнослужителей

Церковь разъясняет факт мироточения так: Господь предупреждает нас о каких-то глобальных изменениях, которые должны произойти. Это, по сути, святое знамение какого-то события. Считается, что иконы плачут перед войной или природным бедствием.

Чтобы люди поверили в эти знаки, вещественным доказательством является миро. Эта жидкость имеет целебные свойства, она способна вылечить от тяжелого недуга и избавить от проблем.

Если замироточила икона в доме у обычного человека, ему следует обратиться к Богу, больше молиться и посещать храм. Также это говорит о том, что к владельцу иконы Бог очень благосклонен, и все желающие могут прийти и прикоснуться к этому чуду. Можно попросить немного святого миро и принести в свой дом.

Лабораторная версия

Помимо тех, кто верит в чудодейственное появление миро, есть и те, кто относится к этому скептически. Были даже проведены лабораторные исследования, которые так и не установили истинную причину появления влаги на образах.

Понятно только одно: состав миро полностью соответствует составу слезы человека. Ученые предполагали, что мироточение появляется от материала и срока иконы. Но как объяснить, что слезы выступают и на бумажных маленьких иконках, и на стеклянных больших образах, на древних, пролежавших уже не один десяток лет в подвалах, и новых, совсем только недавно вышедших из иконописных мастерских.

Консистенция миро также необычна и разнообразна. Иногда она очень густая и тягучая, а иногда легкая и прозрачная, как слезинка. Иногда, если икона подвергалась кощунству, на ней появлялась кровь. Это свидетельство того, что святыню нужно оберегать от воздействия внешних сил.

Когда иконам хотят придать статус святыни, некоторые люди совершают подлог и наносят любую маслянистую жидкость на образ. В других случаях происходит спонтанное, неумышленное нанесение масла на святыни:

  • нечаянное попадание масла лампад и воска свечей;
  • после обряда с применением святого елея прихожане прикладываются к иконам и оставляют на них маслянистые следы;
  • случайное попадание жидкости с рядом расположенных икон.

Но эти случаи бывают редко и их легко отличить от настоящего мироточения по аромату и постоянному выделению капель жидкости.

Миро или слезы?

Также следует различать мироточение и слезотечение. Миро - это добрый знак, милость Бога, а слезы - предупреждение о грядущей беде. Поэтому так важно приглядеться и понять, что источает икона, миро или слезы. Так предупреждает нас о беде и укрепляет в вере.

Если вдруг вы услышите о таком чуде, следует обязательно посетить это святое место и поразмыслить: «Что это значит, если мироточит икона?» А вдруг это предупреждение о предстоящей беде или, может быть, милость Господняя. В любом случае на это святое явление стоит обратить свой взгляд и поверить в чудо.

Загрузка...
Top