Писание каждый день. Зачало евангельские столпы их практическое употребление в течение года



Проповедь Протоиерея Александра Шаргунова


Ин., 52 зач., 15, 17-16, 2, зач. 52











Проповедь Протоиерея Александра Шаргунова

Ин., 52 зач., 15, 17-16, 2, зач. 52

Господь сказал: сие заповедаю вам, да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, пот...

Проповедь Протоиерея Александра Шаргунова

Ин., 52 зач., 15, 17-16, 2, зач. 52

Господь сказал: сие заповедаю вам, да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно. Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились. Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

Христос - воплощенная любовь. Возлюбив Своих учеников до конца, Он дает им заповедь о любви. «Сие заповедаю вам, да любите друг друга». Он говорит так, будто хочет многое возложить на них в их служении, но называет только это одно: «Да любите друг друга».

Но в мире существует ненависть, которая есть печать антихриста, царства диавола, как любовь - печать Христова. Те, в ком эта ненависть, и есть мир, они - дети мира сего в отличие от детей Божиих. Мир - человеческое общество, организованное без Христа и против Христа. Его составляют иудеи и язычники, которые находят согласие в противостоянии Христу и Его служителям. Христос окружает Своих великой заботой, но им дается «жало в плоть» - гонение за Христа. Христос дает верующим в Него служение, исполненное многих трудов и скорбей, и утешение, все превосходящее, - заповедь о любви друг ко другу. Чем больше ненавидит нас мир, тем больше мы должны любить друг друга. Когда мы окружены со всех сторон врагами, мы должны держаться вместе.

Велика вражда мира по отношению к тем, кто Христовы. Мир ненавидит их. Те, кого Христос благословляет, мир проклинает их. Мир никогда не глядит благосклонно на наследников небес. «Они будут гнать вас», - говорит Христос. Все, желающие жить благочестно о Христе Иисусе, будут гонимы. Господь посылает их как овец среди волков. Мир будет отвергать их, потому что они не принадлежат Ему. «Если бы вы были от мира, от его духа, мир любил бы вас как своих». Но они не принадлежат миру, потому что Христос избрал их от мира. По этой причине мир ненавидит их. Мир ненавидит их, потому что их жизнь - осуждение миру. Поистине небезопасно быть подлинно благочестивым, небезопасно открыто утверждать несравненно более высокие нормы жизни, чем те, которых придерживаются все. Мы помним слово преподобного Антония Великого, сказанное в IV веке: «Придет время, когда скажут: ты безумствуешь, потому что не хочешь принимать участие в общем безумии. Но мы заставим тебя быть как все». Слово «агиос» - святой - переводится как «отличающийся от других». Христианин - это тот, кто имеет мужество не быть как все, когда это «все» означает практический атеизм и даже сатанизм.

Мир будет ненавидеть христиан также потому, что они принадлежат Христу. «За имя Мое», - говорит Господь. Под каким бы предлогом ни совершалось гонение на Церковь, в основании его - ненависть ко Христу, к тем, кто носит имя Его в этом мире. «Но если вы страдаете за имя Его, - говорит апостол Петр, - то вы блаженны» (1Петр. 4, 14). И апостол Павел: «Если страдаем с Ним, то с Ним и прославимся». Если мир так возненавидел Христа, можем ли мы ожидать, что какие-либо наши добрые дела или заслуги перед миром упасут нас от его злобы? «Помните слово, которое Я сказал вам, - говорит Господь, - раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше». Как в начале Христова служения немного было тех, кто принял Его проповедь, так в конце пути Церкви немного будет тех, кто примет ее.

В Священном Писании «мир» - это всегда то, чего христианин должен отвергнуться. И не может быть у него больших оснований для этого, чем то, что мир возненавидел Христа. И Господь говорит, что усугубляет вину тех, кто возненавидел Его. «Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха». Но теперь они не имеют извинения в своем грехе. Чем больше знает человек, чем больше ему дано, тем большая ответственность ложится на него. Христос обнажил грех. Он показал, что это путь смерти. И Своей Крестной любовью Он явил, что есть прощение греха и жизнь вечная. Но они возненавидели Его напрасно. Разве может что сравниться с таким грехом?

Мир ненавидит учеников Христовых, потому что, говорит Христос, «они не знают Пославшего Меня». Мир не узнает Бога, даже объединив все существующие духовности в одно, если он не узнает Бога во Христе.

Во Христе Иисусе мир ненавидит Бога. «Ненавидящий Меня ненавидит Отца». Неужели могут быть такие люди, которые ненавидят Бога? Неужели не сожжет их огонь стыда или ужас перед тем, что неминуемо последует за таким отступничеством? Говоря о великом противостоянии мира Его благовестию, Христос показывает, какая сила свидетельства Духа Святого и апостольской Церкви будет присутствовать в мире. Нам открывается здесь тайна Пресвятой Троицы. «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне». Дух Святой - не только Утешитель, но Свидетель о Христе. Он - Дух истины, в Нем - полнота истины о Христе, и невозможно никакое человеческое свидетельство о Кресте и Воскресении без внутреннего Божественного просвещения, которое и будет дано Церкви в день Пятидесятницы. «Дух Святой будет свидетельствовать и вы будете свидетельствовать», - говорит Христос апостолам. Может ли быть большее утешение и большая слава для них, может ли быть большая сила, чем присутствие Самого Бога в их противостоянии ненависти и презрению мира?

Потому да не будет ни для кого из учеников Христовых Крест Его камнем преткновения и камнем соблазна - искушением повернуть назад. Мы не должны никогда ничего ожидать от мира. Среди неизбежных гонений, ожидающих нас в мире, лежащем во зле, самое великое испытание придет, когда «всякий убивающий вас будет думать, что он тем служит Богу». Не так ли было с самими христоубийцами? Дело диавола может, как показывает история, совершаться во имя Божие. Это не уменьшает греха гонителей, но безмерно усиливает страдания гонимых верных, умирающих в глазах мира врагами Божиими. Так было, когда иудеи распинали Христа, так будет во времена «человека беззакония», которого Христос, явившись во славе убьет дыханием уст Своих. Христос предложил Своим ученикам и доныне предлагает всем слушающим Его не путь облегчения их жизни, но путь славы.


при этом Господь говорит "любите врагов ваших"... в практике современной церкви эта заповедь распространяется даже на врагов Христа Господа. Значит "мiр" - это духи злобы поднебесной, миродержатели тьмы века сего... а люди не "ведают, что т...

"мир никогда не глядит благосклонно на наследников небес"
при этом Господь говорит "любите врагов ваших"... в практике современной церкви эта заповедь распространяется даже на врагов Христа Господа. Значит "мiр" - это духи злобы поднебесной, миродержатели тьмы века сего... а люди не "ведают, что творят"...

Чтения Евангелия начинаются с литургии Святой Пасхи, иначе говоря днем Пасхи открывается церковный пасхальный год (или круг) чтений Священного Писания. Расписание этих чтений помещено в конце богослужебного Евангелия, в указателе, носящем название "Сказание, еже како на всяк день должно есть чести΄ Евангелие седмиц всего лета" (печатается также в обиходных изданиях Евангелия и в изданиях Нового Завета). Чтения, или зачала, даны в указателе для 50 седмиц, которые можно расположить по следующим группам или отделам: I. Триодь цветная - период от Святой Пасхи до Святой Пятидесятницы - 7 седмиц. II. Период от Пятидесятницы до Недели (воскресенья) по Просвещении (Богоявлении) - 33 седмицы. Седмицы, в свою очередь, делятся на седмицы Матфеевы - евангелиста Матфея (17) и седмицы Лукины - евангелиста Луки (16). III. Триодь постная: 10 седмиц (3 седмицы приготовительных к Великому посту и 7 седмиц Великого поста со Страстной седмицей).

Первым светилом над церковной твердью восходит евангелист Иоанн, уже в пасхальную литургию озаряющий нас первыми словами своего благовествования: "В начале бе Слово". Евангелие от Иоанна читается семь седмиц Пятидесятницы, за исключением трех дней: вторника Пасхи, Недели жен-мироносиц и четверга - Вознесения Господня, когда читаются зачала из других Евангелий.

Чтение Евангелия от Иоанна заканчивается на литургии Пятидесятницы (Троицы). В День Святого Духа восходит светило евангелиста Матфея и единовластно господствует 11 седмиц. В следующие шесть седмиц (12-17) своим благовествованием оглашает будничные (седмичные) дни (понедельник, вторник, среда, четверток, пяток) евангелист Марк, оставляя евангелисту Матфею все субботы и Недели (воскресенья). Эти 17 седмиц в Уставе называются Матфеевыми.

За евангелистом Матфеем 18 седмиц благовествует евангелист Лука: сначала в течение 12 полных седмиц один, затем с евангелистом Марком, который занимает будничные дни, оставляя евангелисту Луке все субботы и Недели.

Сочетание Евангелий от Луки и Марка продолжается до Триоди постной, седмицы 13-16, затем в период Триоди в седмицы мытаря и фарисея и блудного сына и оканчивается в субботу мясопустную. Эти 18 седмиц в Уставе называются Лукиными.

За ними следует седмица сырная с зачалами из Евангелий от Луки и Матфея; в субботы и Недели Великого поста преобладает евангелист Марк, доселе читавшийся лишь по седмичным дням.

Евангельские праздничные чтения даны для 50 седмиц потому, что в годичном круге праздников Церковь соединяет солнечный и лунный астрономические календари. По солнечному календарю (в нем 52 седмицы) расположены неподвижные праздники церковного года, а по лунному (в нем 50 седмиц) - праздник Пасхи, от которого идет отсчет других праздников - подвижных.

Согласно древним церковным установлениям, Пасха празднуется после 14 числа нисана, первого месяца лунного календаря, в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Воскресенье это либо совпадает, либо непосредственно следует за весенним равноденствием (21 марта). В связи с несовпадением лунного календаря с солнечным это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния в разные годы оказывается в разных числах марта и апреля солнечного года - с 22 марта по 25 апреля. От одной Пасхи до другой не бывает 52 седмиц - их бывает или меньше, или больше - 50, 51, 54 и 55. Поскольку круг евангельских праздничных чтений связан с праздником Пасхи, празднуемым по лунному году, состоящему из 50 седмиц, то и чтения даны по числу лунных седмиц - 50.

Если в году от Пасхи до Пасхи 50 или 51 седмица, то в солнечном году, состоящем из 52 седмиц, бывает две Пасхи, так как последующая Пасха входит внутрь одного солнечного года. Такая Пасха называется Внутрь-Пасха. Триодь Внутрь-Пасхи начинается либо в Неделю по Просвещении, или в первое, или во второе следующее за ним воскресенье.

Пасхальные годы с 54 и 55 седмицами называются Вне-Пасха. В таких случаях в солнечном году оказывается одна, предыдущая Пасха, а последующая Пасха выходит за его пределы, вовне. В этих случаях между Триодью будущей Пасхи, то есть началом будущего пасхального года, и Неделей по Просвещении образуется временно́й интервал от трех до пяти седмиц (два - четыре воскресенья).

По Евангельскому указателю чтений Неделя по Просвещении с 7 по 13 января приходится на 33-е воскресенье от Пятидесятницы; на это же воскресенье приходится и Неделя о мытаре и фарисее, которая в указателе значится 33-й. Такое совпадение бывает лишь при самой ранней Внутрь-Пасхе: предыдущая - 6, 7, 8 апреля, последующая - 22, 23 марта. В остальные годы как с Внутрь-Пасхой, так и с Вне-Пасхой Неделя по Просвещении бывает в Неделю 33-ю, ранее и позднее ее: в 30-ю, 31-ю, 32-ю, 33-ю (при Внутрь-Пасхе) или в 33-ю, 34-ю и 35-ю Недели по Пятидесятнице (при Вне-Пасхе); а Неделя о мытаре и фарисее (с 11 января по 14 февраля) может оказаться в 34-ю, 37-ю и в 38-ю по счету от Пятидесятницы Неделю.

В таблице (в конце настоящей главы) указаны все 35 чисел марта и апреля, в которые бывает Пасха, и начало Триоди для каждой Пасхи. Точкой с запятой в таблице отделены Пасхи, начало Триоди которых отличается друг от друга на одну седмицу, а знаком тире - Пасхи, у которых начало Триоди разнится почти на месяц.

  1. При будущей Пасхе 22, 23 или 24 марта интервала нет: в Неделю по Просвещении (33-ю по Пятидесятнице) бывает и Неделя о мытаре и фарисее.
  2. При Пасхе с 25 по 31 марта интервал составляет одну седмицу: за Неделей по Просвещении (32-й или 33-й по Пятидесятнице) следует Неделя о мытаре и фарисее (33-я или 34-я по Пятидесятнице).
  3. При Пасхе с 1 апреля по 7 апреля интервал две седмицы: между Неделей по Просвещении (31-й или 32-й по Пятидесятнице) и Неделей о мытаре и фарисее (33-й или 34-й по Пятидесятнице) оказывается еще одно воскресенье.
  4. При Пасхе с 8 по 14 апреля интервал три седмицы: между Неделей по Просвещении (30-й, 31-й, 34-й, 35-й по Пятидесятнице) и Неделей о мытаре и фарисее (соответственно 33-й, 34-й, 37-й и 38-й по Пятидесятнице) оказываются два воскресенья.
  5. При Пасхе с 15 по 21 апреля интервал четыре седмицы: от Недели по Просвещении (33-й или 34-й по Пятидесятнице) до Недели о мытаре и фарисее (37-й или 38-й по Пятидесятнице) еще три воскресенья.
  6. При будущей Пасхе с 22 по 25 апреля интервал пять седмиц: от Недели по Просвещении (33-й по Пятидесятнице) до Недели о мытаре и фарисее (38-й по Пятидесятнице) четыре воскресенья.

В високосные годы данные для 24 марта бывают такие, как для 25 марта; для 31 марта, как для 1 апреля; для 7 апреля, как для 8 апреля; для 14 апреля, как для 15 апреля; и для 21 апреля, как для 22 апреля.

Для седмиц, входящих во временно́й интервал, чтений в указателе нет. В этом случае возвращаются, отступают к зачалам, ранее читанным. Такой прием в Церковном уставе называется отступкой.

Когда возникает необходимость в отступке, то при составлении нового ряда чтений следует различать седмичные и воскресные дни. Правило для отступки в седмичные дни дано в Типиконе, под 7 января (6-е "зри"): "Подобает ведати, яко Евангелиа и Апостолы от Недели мясопустныя, вспять исчитая, до Недели приидущия, яже есть первая по Просвещении Недели. Уведав известно, в кое число месяца пред мясопустною Неделею будет Неделя о мытари и фарисеи, и вспять изчет на мимошедшия Недели возвратився, начни ряд досязающь Недели о мытари и фарисеи. Аще же когда преизбудет недель сих, оставив блюди ряд о мытари и фарисеи". Исходя из этого указания Устава отсчет седмиц производят соответственно величине разрыва, идя вспять, от 33-й седмицы. Если разрыв, например, три седмицы, то для отступки берут чтения седмиц 33-й, 32-й и 31-й.

Эти три седмицы открывают новый ряд чтений, который начинается с понедельника после Недели по Просвещении и продолжается до Недели о мытаре и фарисее, связуя друг с другом расстоящие пасхальные годы.

В воскресные дни отступки нет. Хотя в эти дни тоже читаются Евангелия и Апостолы мимошедших Недель (воскресений), чтения эти, однако, не являются повторением, как в поседмичной отступке, а читаются как пропущенные в свое время. В церковном году есть воскресенья, когда, помимо чтений по указателю, или, как их часто называют, рядовых чтений, положены еще и особые: чтения Недели святых праотец, святых отец пред Рождеством Христовым, по Рождестве Христове, пред Просвещением, по Просвещении. Устав предписывает рядовые чтения этих Недель или опускать совсем, как в Недели святых праотец и святых отец, или разрешает читать под зачало, то есть два подряд, в случае, "аще не будет отступки" (см. Типикон под 26 декабря, 9-е "зри"). В праздники Рождества Христова и Богоявления Господня, случившиеся в воскресенье, рядовое воскресное зачало не читается. Все эти непрочитанные рядовые воскресные зачала прочитываются во время отступки. Если и этих зачал не хватит (при разрыве в четыре воскресенья), тогда, по Уставу, читается зачало Недели 17-й по Пятидесятнице, о хананеянке.

При чтении во время отступки эти зачала располагают таким образом, чтобы пред Неделей о мытаре и фарисее приходилась непременно Неделя 32-я (о Закхее), то есть так, как это дано в указателе, чтобы отсчет вспять можно было начинать только с Недели 32-й. С Недели 33-й указателя (Лк., 89 зач.) отсчет вести нельзя: это зачало читается только в Неделю о мытаре и фарисее. Зачало о хананеянке, по Уставу, следует помещать перед Закхеевым. Если чтений не хватает для четырех воскресений, то в них последовательно читают зачала 30-й, 31-й 17-й и 32-й Недель по Пятидесятнице.

Пасхальный круг чтений заканчивается, согласно Уставу, зачалами седмицы 33-й пред Неделей по Просвещении. Но поскольку эта Неделя не всегда бывает 33-й по Пятидесятнице, то к концу пасхального года может оказаться 33 седмицы и менее: 32, 31, 30; и более - 34, 35.

При ранней Пасхе текущего года к концу пасхального круга чтений окажется более 33 седмиц, то есть недостанет зачал указателя.

При поздней Пасхе текущего года к концу пасхального года окажется менее 33 седмиц, то есть будет излишек зачал.

К Неделе по Воздвижении Креста Господня заканчивается чтение Евангелия от Матфея, и в понедельник после нее начинается чтение Евангелия от Луки.

При ранней Пасхе текущего года Матфеевы седмицы заканчиваются задолго до Воздвижения, так что до Недели по Воздвижении зачал Матфеевых не остается; если начать читать до этой Недели Евангелие от Луки, то к концу круга чтений не хватит зачал указателя. Во избежание этого делают Воздвиженскую отступку. До Недели по Воздвижении может не хватить одной или двух пятериц седмичных дней. "Сказание, приемлющее всего лета число евангельское, и евангелистом приятие, откуду начинают, и до зде стают", помещаемое в начале богослужебного Евангелия, разъясняет: "Седмая же надесять (седмица) имать токмо субботу и Неделю, и чтется в ряде седмиц Матфеевых токмо когда Пасха есть на 22 марта: а когда Пасха на 15 априлиа и до 25, чтется в седмицах Лукиных прежде мытаря и фарисея: понеже тогда простирается мясопуст, и не достает в Луце суббот и недель. В другая же лета оставляется и не чтется нигде. Когда же чтется обаче тая седмица, возвращатися подобает вспять, и чести отнюдуже хощем пять дний...." (Евангелие служебное. М, 1904).

Слова "имать токмо субботу и Неделю" означают, что чтения седмицы 17-й совпадают с чтениями 32-й, отличаясь от них лишь зачалами для субботы и воскресенья. Читаются они во время зимней отступки, когда предстоящая Пасха очень поздняя.

Воздвиженская отступка позволяет начинать чтения от Луки точно в понедельник после Недели по Воздвижении, так что весь круг чтений закончится благодаря этому зачалами седмицы 33-й.

Счет Недель от Пятидесятницы должен сохраняться.

При поздней Пасхе текущего года Неделя 17-я, заканчивающая Матфеев ряд указателя чтений (от 6 сентября до 10 октября, см. табл.), уходит далеко за Неделю по Воздвижении, не давая возможности зачалам Луки начаться в положенное Уставом время. Разрыв между уставным и фактическим началом чтений Луки может доходить до трех седмиц, во время которых вместо уставных Лукиных зачал оказываются еще не окончившиеся Матфеевы зачала.

Это продолжение Матфеевых зачал за неделю по Воздвижении - явление не уставное. Следует строго соблюдать указания Устава о конце Матфеевых и начале Лукиных чтений, делая преступки Матфеевых чтений в случае такого перехода их за неделю по Воздвижении, то есть не читать, преступать их.

Без Воздвиженской преступки к Неделе по Просвещении не окончатся все зачала указателя чтений, а будут продолжаться и после этой Недели.

Таким образом, при поздней Пасхе текущего года никогда бы не случилось и зимней отступки, если бы не считаться с Воздвиженской преступкой, но тогда не только грубо нарушаются указания Устава о конце Матфеева ряда и начале Лукина, но и упраздняется смысл Недели по Просвещении как конца пасхального круга чтений. При прошедшей Пасхе 23-25 апреля и предстоящей 8-9 апреля (Внутрь-Пасхе) Неделя по Просвещении будет 30-й, а Неделя о мытаре и фарисее - 33-й от Пятидесятницы. Перед Неделей по Просвещении оказываются чтения только еще седмицы 30-й, так что и после этой Недели чтение зачал указателя приходится продолжать. Налицо избыток чтений, а между тем должна быть отступка, поскольку наступила Неделя по Просвещении, а будущая Триодь начнется еще только через три седмицы.

Благодаря Воздвиженской отступке или преступке солнечный и лунный календари в годичном круге праздников соединяются в Неделю по Просвещении. Для соединения их в эту Неделю в указателе назначено 17 седмиц для чтений из Матфея и 16 из Луки, поскольку с середины сентября, от Недели по Воздвижении, знаменующей переход от летнего порядка богослужений к зимнему, до Недели по Просвещении проходит 16 недель.

Профессор Санкт-Петербургской духовной академии Н. Д. Успенский так объясняет возникновение и практику сентябрьской преступки евангельских чтений.

Первые христианские праздники были установлены как свидетельство Церкви миру о Божественном достоинстве Господа Иисуса Христа и историчности Его воплощения. Никто из евангелистов не раскрыл так глубоко Божественную личность Иисуса Христа, как апостол Иоанн Богослов, и ничто с такой силой не подтверждает Божественную природу Господа, как факт Его Воскресения. Поэтому Церковь установила, чтобы от Праздника Пасхи в течение всего периода Пятидесятницы читалось Евангелие от Иоанна.

Из праздников, совершаемых в твердых числах года, древнейшим является праздник Рождества Христова. Установление этого праздника на 25 декабря вскоре же вызвало появление 25 марта праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, как дня зачатия Ею Иисуса Христа. Но событие Благовещения произошло в шестой месяц после того, как по явлении ангела святому Захарии был зачат Иоанн Предтеча (Лк. 1, 26). На основании этого были установлены два праздника: Зачатие Иоанна Предтечи - 23 сентября и Рождество его - 24 июня. Об этих священных событиях, предшествовавших воплощению Сына Божия, повествует только евангелист Лука. Поэтому Церковь установила, чтобы в понедельник после Недели по Воздвижении, вне зависимости от того, какой Недели Евангелия до этого читались, читать Евангелие понедельника 18-й седмицы (Лк. зач. 10) и отсюда продолжать рядовые чтения из Евангелия от Луки. Это называется сентябрьской (Воздвиженской) преступкой евангельских чтений. (Если задолго до Недели по Воздвижении кончатся зачала Евангелия от Матфея, то Евангелие от Луки всё равно не следует начинать ранее вышеуказанного срока, а надлежит вернуться вспять, к прочитанным зачалам Матфеевым, взяв их, сколько потребуется, а с понедельника после Недели по Воздвижении начать чтение Евангелия от Луки. Это называется сентябрьской отступкой.) Нужно помнить, что сентябрьские преступка и отступка не касаются апостольских чтений, потому что Послания апостолов со стороны их содержания не имели отношения к истории установления вышеуказанных праздников. Поэтому же для всех апостольских Посланий, начиная с книги Деяний святых апостолов, существует один общий счет зачал, тогда как в каждом из четырех Евангелий имеется свой, особый.

Вопрос о сентябрьской преступке не имеет единого решения среди литургистов.

Одним из исходных положений при составлении ряда чтений Четвероевангелия всегда была забота о том, чтобы Священное Писание было прочитано в течение года полностью.

Таблица Евангельских и Апостольских чтений

Пасха текущего года Недели по Пятидесятнице и количество седмиц от прошлой Триоди Пасха будущего года
17-я 33-я 50 седмиц 34-я 51 седмица 35-я 52 седмицы 36-я 53 седмицы 37-я 54 седмицы 38-я 55 седмиц
Март Сентябрь Декабрь Январь Январь Январь Январь Январь
22 6 27 3 10 17 24 31 11 апреля
Февраль
23 7 28 4 11 18 25 1 12 апреля
24 8 29 5 12 19 26 2 12 апреля
25 9 30 6 13 20 27 3 13 апреля
26 10 31 7 14 21 28 4 14, 15 апреля
Январь
27 11 1 8 15 22 29 5 16 апреля
28 12 2 9 16 23 30 6 17 апреля
29 13 3 10 17 24 31 7 17, 18 апреля
Февраль
30 14 4 11 18 25 1 8 18, 19 апреля
31 15 5 12 19 26 2 9 13, 19, 20 апреля
Апрель
1 16 6 13 20 27 3 10 14, 20, 21 апреля
2 17 7 14 21 28 4 11 25 марта - 22 апреля
3 18 8 15 22 29 5 12 26 марта - 22 апреля
4 19 9 16 23 30 6 13 27 марта - 23, 24 апреля
5 20 10 17 24 31 7 14 27, 28 марта - 18, 25 апреля
Февраль
6 21 11 18 25 1 8 - 22, 28 марта - 19 апреля
7 22 12 19 26 2 9 - 23, 29, 30 марта - 19 апреля
8 23 13 20 27 3 10 - 23, 31 марта
9 24 14 21 28 4 11 - 24, 31 марта; 1 апреля
10 25 15 22 29 5 12 - 26 марта; 1 апреля
11 26 16 23 30 6 13 - 27 марта; 2, 3 апреля
12 27 17 24 31 7 14 - 28 марта; 4, 5 апреля;
Февраль
13 28 18 25 1 8 - - 29 марта; 5, 6 апреля
14 29 19 26 2 9 - - 29 марта; 6 апреля
15 30 20 27 3 10 - - 31 марта; 6 апреля
Октябрь
16 1 21 28 4 11 - - 1 апреля; 7, 8 апреля
17 2 22 29 5 12 - - 2 апреля; 8, 9 апреля
18 3 23 30 6 13 - - 2, 3 апреля; 10 апреля
19 4 24 31 7 14 - - 3 апреля; 11 апреля
Февраль
20 5 25 1 8 - - - 4 апреля; 11, 12 апреля
21 6 26 2 9 - - - 6 апреля; 12 апреля
22 7 27 3 10 - - - 7 апреля; 14 апреля
23 8 28 4 11 - - - 8 апреля
24 9 29 5 12 - - - 8 апреля
25 10 30 6 13 - - - 9 апреля

Евангелие — нет более ценимой книги для христианина. Четыре книги, написанные апостолами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном Богословом, описывают жизнь, учение, смерть и воскресение Господа нашего Иисуса Христа. И в богослужении Православной церкви чтение Евангелия занимает особенное место. Богослужебное Евангелие, обычно богато украшенное, всегда лежит на Престоле, и только иногда выносится для поклонения верующим. Чтение Евангелия всегда приходится на смысловые вершины богослужения. Главное место чтения Евангелия — это Литургия. Для удобства понимания, обычно Литургию делят на три части, вторая часть, начинающаяся с возгласа священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа» и до отпуста оглашенных: «Елицы оглашенные изыдите», называется Литургией оглашенных, или Литургией слова. В древней церкви на этой части Литургии разрешалось присутствовать кающимся и не крещенным, но готовящимся принять крещение (оглашенным). Вершиной этой части Литургии является чтение Священного Писания Нового Завета (Апостол и Евангелие). Данные чтения и следующая за ними проповедь назидала как церковную общину, так и людей, готовящихся в нее войти. Евангелие читается и на воскресной утрени, и на праздничной утрени, когда совершается полиелей. Чтение Евангелия на утрени может быть необычным: вспомним последование 12 Страстных Евангелий, которое у нас обычно совершается в Великий Четверг вечером. Но бывают и другие случаи, когда Евангелие читается на менее важных службах, и тогда его чтение ставит эти службы в совершенно особое положение. Например, Евангелие может читаться и на вечерне, но это редчайший случай: вечерня первого дня Пасхи, вечерня в Великий Пяток. Конечно, это дни совершенно особые, имеющие исключительный богослужебный устав.

Есть еще более удивительный случай — чтение Евангелия на часах. Часы — это самая скромная служба, но три раза в год совершается особое последование, которое в Русской церкви получило название Царские Часы. Эти необычные часы совершаются в Навечерие Рождества и Крещения, а также в Великий Пяток. Но, называя эти часы Царскими, церковный устав полагает их совершение накануне самых великих праздников. Читают Евангелие на часах и в первые три дня .

Не всегда современный верующий человек может посещать великопостное богослужение. Если ходить в храм Великим Постом только по воскресным дням, то сложно почувствовать великопостные особенности богослужения, посредством которых сообщается нам дух Великого Поста. Служба в выходные, по крайней мере, ничем не отличается от обычной. Но, если побывать на службах в будние дни, то возникает некое недоумение — на службах не читается Евангелие. Да, на вечерне и на шестом часе читаются паремии — особые Ветхозаветные чтения из книг Бытия, Премудрости Соломоновых и пророка Исайи. Но привычного чтения Евангелия, по крайней мере в первые недели Великого поста, нет. В этом есть особый духовный смысл. Великий пост — время не для обычной человеческой радости о земном. Постом мы отказываемся от скоромной пищи и увеселений и покаянием и постом готовим себя к празднику праздников — Святой Пасхе. А это имеет прямое отношение к чтению Евангелия. Евангелие — это непременная радость, благая весть, так переводится название этих книг на русский язык. И Церковь мудро рассудила, что Евангелие, как и совершение полной Литургии, возможно только в субботу и воскресенье Великого поста. Но все же, мы начинаем слышать Евангелие на часах в будние дни поста. В разных храмах это происходит по-разному. Где-то только с шестой седмицы Поста, где-то по средам и пятницам, начиная со второй седмицы, а где-то мы слышим Евангелие на часах почти весь Великий пост.

Типикон, предписывает вычитывать всех четырех Евангелистов (Евангелие от Иоанна вычитывается не до конца) на часах понедельника, вторника и среды Страстной седмицы. Данная традиция, появилась в XI веке и постепенно распространилась по всему православному миру. Страстная седмица имеет ярко выраженный изобразительный характер, и этим сильно отличается от богослужения других дней церковного года. Каждая служба обозначает какое-то событие в истории Страстей Господних. К примеру, Литургия Великого Четверга изображает Тайную вечерю, утреня 12 Евангелий и часы Великой Пятницы — события ночи и утра Страстей и Распятие Господа, а евангельские чтения вечерен Великих Понедельника и Вторника повествуют о поучениях Христа, произнесенных Им на Елеонской горе, то дневное время первых трех дней Страстной седмицы оставалось лишенной какой-либо конкретной символики. Поскольку из Евангелия известно, что в эти три дня Господь днем учил в Иерусалимском храме, то в качестве воспоминания этих событий и было избрано чтение священником (изображающим, таким образом, Самого Христа) Евангелия (как Слова Христова) в храме (указывающем на Иерусалимский храм) в течение всего долгого дневного времени понедельника, вторника и среды (для этого Евангелие и читается целиком).

Наполнение чтений часов не имеет значения, в отличие от Евангелий Утрень и Вечерен, где конкретные зачала говорят о конкретных событиях Страстной. Традиция чтения Евангелия на часах первых трех дней Страстной седмицы исторически — сравнительно поздняя; но в сознании людей она превратилась в обязательный элемент, причем произошла и некоторая трансформация: многие теперь уже думают, что нужно не просто изобразить проповедь Христа в храме, а обязательно вычитать все Евангелия от начала и до конца. Поскольку сделать это за первые три дня Страстной — трудновато, так как придется провести в храме очень много времени (хотя в этом именно и состояла мысль тех, кто ввел эту практику: изобразить проповедь Христа в храме от утра и до вечера, изобразить предельно буквально), то Евангелия многие начинают вычитывать заранее, до Страстной седмицы, в течение рядовых великопостных седмиц. Такая практика широко распространена сегодня в России. Но, конечно, вычитывание Евангелия вне Страстной седмицы придает будним великопостным службах несвойственную им по Уставу торжественность. Лучшим вариантом сокращения, но с сохранением исключительного места в часах лишь Страстной седмицы, является практика вычитывания лишь одного Евангелия от Иоанна Богослова. Так делают в некоторых духовных школах Русской Православной Церкви.

Протодиакон Дмитрий ПОЛОВНИКОВ

За богослужениями христианской Церкви всегда читаются книги Священного Писания. В Православной Церкви для этой цели издревле употребляются сборники избранных чтений — священные богослужебные книги — Евангелие, Апостол, Псалтирь, Паримийник (древн. назв. Паримейник).

Евангелие

содержит четыре благовестия, или Евангелия,- от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Евангелие для церковного чтения разделяется на зачaла. Под зачалами разумеются отделения, которые назначено читать на Божественных службах в известные дни седмицы и числа года. В каждом Евангелии свой особый счет зачал. Пред зачалом печатается звездочка, под строкой же пишется, когда это зачало читается, а также указываются и те слова, которыми следует начинать чтение данного зачала, например: «Во время oно», «Речe Господь».

Для того, чтобы находить, какое зачало необходимо читать в известный день, печатается в начале книги, пред Евангелием от Матфея, «Сказание, приемлющее всего лeта число евангельское и евангелистом приятие, откyду начинают и до где стаю?т», то есть показывается, с какого дня в году и в продолжение скольких седмиц и недель читается по ряду то или другое Евангелие. В конце Евангелия содержится «Сказание, еже како на всяк день должно есть чести Евангелие седмиц всего лета». В первом Сказании указано вообще, в каком порядке следует чтение евангелистов одного за другим, а во втором, в частности, указываются сами рядовые зачала для всех дней седмиц и всех недель в году. Сказания взаимодополняют друг друга. Первое, теоретическое, указывает, как именно пользоваться вторым, практическим (расписанием чтений). В субботы и недели Великого поста чтения Евангелий следуют особому порядку; поэтому еще есть особая глава, называемая «Сказание субботам и неделям Святаго Великаго поста» и помещаемая после второго указателя. Православная Церковь назначила, кроме рядовых чтений, то есть ежедневных чтений, составляющих ряд чтений церковного года, еще особые чтения в праздники и дни памяти святых, и поэтому в Евангелии находится также «Собoрник (сборник) двунадесятим мeсяцем — сказание праздников Господских, Богородичных и избрaнных святых — Евангелия утренния и Евангелия на литургиях». Это — Месяцеслов, в котором есть особые указания и о тех святых, в дни памяти которых по Уставу не положено вовсе читать особых Евангелий. В последнем-то случае обозначается, к какому чину, или лику, святых относится данный святой и какая положена ему общая служба: преподобническая, святительская или иная. Это указывается для того, что если святому необходимо читать Евангелие, например, в день храмового праздника, а между тем в Соборнике ему не положено особого Евангелия, то в таком случае читается Евангелие общее того чина, или лика, святых, к которому относится этот святой. В связи с этим в Евангелии есть также особая глава, которая содержит указания на Евангелия общие святым, «имже егдa творим службу». Указаны также зачала Евангелий и «на всяку потребу».

Зачала

так называются на церковном языке отделы, на которые разделены Евангелие и Апостол для чтения при богослужениях. Каждое З. представляет нечто цельное и законченное. Евангелия имеют каждое свой особый счет зачал: от Матфея - 116, от Марка - 71, от Луки - 114, от Иоанна - 67. Апостол ("Деяния" и все "Послания") имеет один общий счет З., всего 335. Деление на З. не совпадает с делениями на главы, будучи более дробным. Чтение З. при богослужении распределено таким образом, чтобы в продолжение церковного года на литургиях, а отчасти и на утренях прочитаны были в храме все четыре Евангелия и все апостольские послания. Так как церковно-богослужебный год начинается днем Пасхи, а Пасха празднуется не в один определенный день в году, то порядок чтения З. часто нарушается: в более длинный церковный год назначенных для прочтения в тот или другой период его З. бывает недостаточно, а в более короткий год бывает их излишек. В главных церковно-богослужебных книгах - "Типиконе","Служебнике", "Минее" и "Триоди" - предусмотрены все возможные отступления от обычного общего порядка чтения рядовых З. при богослужениях. Независимо от рядового чтения З. для особых дней в церковном году избраны особые З. как из Евангелия, так и из Апостола, по содержанию своему соответствующие характеру этих дней и воспоминаемых событий. Весь круг чтения рядовых З. из Апостола и Евангелия в церковном уставе назыв. "столпом". В этом столпе З. значатся не всегда в последовательном численном порядке; это происходит оттого, что З. суббот и воскресений не входят в общий порядок счета З., а также оттого, что многим святым и праздникам положены особые З., которые не находятся в числе рядовых. В старое время существовали особые издания Евангелия и Апостола, назначенные для богослужебного употребления, в которых все содержание Евангелия и Апостола излагалось в последовательном порядке рядовых З. Такие Евангелия назыв. апракос (άπρακος, недельное; см.); древнейший сохранившийся образец их - изв. Остромирово Евангелие, писанное в 1056-1057 гг. (см. "Описания Румянцевского музея и Синодальной библиотеки"), И Апостолы были в древности, хотя реже, апракосные, т. е. такие, в которых апостольские творения располагались в порядке чтения их при богослужении (таков Апостол XIII в. новгородской Софийской библиотеки, два Апостола Имп. Публичной библиотеки и другие).


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Зачала" в других словарях:

    ЗАЧАЛА, отрывки, на которые подразделяются богослужебные Евангелие (см. ЕВАНГЕЛИЕ (богослужебная книга)) и Апостол (см. АПОСТОЛ), предназначенные для чтения во время службы; зачала не совпадают с делением на главы … Энциклопедический словарь

    Зачала - (греч. – отрезок) – это части, на которые делится Евангелие и другие богослужебные книги. Каждое зачало есть законченный смысловой отрезок текста, понятный и вне контекста. Так, Евангелие от Матфея имеет 116 зачал, от Марка – 71 зачало, от Луки – … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Зачала - пронумерованные отрывки, на которые разделены Евангелие и Апостол для удобства чтения на богослужениях … Православный энциклопедический словарь

    Зачала - рубрики на которые разделен текст церковнославянской Библии … Краткий церковнославянский словарь

    ЗАЧАЛА - тематические рубрики, на к–рые разделяются церк. слав. рукописи и нек–рые типографские изд. НЗ. Каждое З. приурочено к определенному богослужебному чтению (праздничному, «недельному», т. е. воскресному, «рядовому», т. е. будничному, или к чтению … Библиологический словарь

    - (помело). См. ДВОР ДОМ ХОЗЯЙСТВО … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    зачалапати - і зачала/пкати, аю, аєш, док., розм. Почати чалапати, чалапкати; піти з шумом водою, болотом і т. ін. або піти повільно, важко переставляючи ноги. || Почутися за такої ходи (про кроки) … Український тлумачний словник

    зачалапати - дієслово доконаного виду розм …

    зачалапкати - дієслово доконаного виду … Орфографічний словник української мови

    ВОПЛОЩЕНИЕ - [греч. ἐνσάρκωσις, лат. incarnatio], ключевое событие истории спасения, состоящее в том, что предвечное Слово (Логос), Сын Божий, Второе Лицо Пресв. Троицы, восприняло человеческую природу. Вера в факт В. служит основанием христ. исповедания… … Православная энциклопедия

Книги

  • Апостол богослужебный , . Российская империя, конец XVIII века. Издание с заставками, буквицами, виньетками и 1 гравюрой с изображением Евангелиста Луки. Владельческий переплет. Бинтовой корешок. Сохранность хорошая.…
  • Святое Евангелие. На церковнославянском языке (кожаный переплет, золотой обрез) , . Данное издание Святого Евангелия относится к разряду требных, т. е. служебных. Книга предназначена для совершения богослужения и треб, включает церковные зачала, месяцеслов, а также указатель…
Загрузка...
Top