Законы солона в афинском государстве 5. Законы и реформы солона в древних афинах. Отношение народа к законам Солона

На вопрос Помогите по Истории! (Гнесинка 5 класс) заданный автором Малоросский лучший ответ это 1. Законы Ликурга - ссылка
2. Законы Солона - Прежде всего, Солон издал закон, который должен был удержать бедняков от немедленного восстания. Он отменил все долговые обязательства и запретил на будущее время обращать афинских граждан за долги в рабов. В Афинах существовал обычай ставить на земле должников каменные столбы, на которых обозначалась сумма долга и срок его уплаты. Пока на поле стоял такой столб, крестьянин не мог распоряжаться своим урожаем. Весь собранный хлеб принадлежал кредитору. Солон приказал снять с полей все такие столбы. Проданных за долги в рабство за границу Солон велел разыскать и выкупить за государственный счет. Этот закон Солона назвали «сисахфия» , что значит «освобождение от бремени» .
Однако бедняков не удовлетворил новый закон, они были недовольны тем, что Солон не разделил землю поровну и не установил полного равенства граждан, как это сделал в свое время в Спарте Ликург. Впрочем, афиняне продолжали верить Солону и поручили ему составить новые законы для государства. Солон начал с отмены старинных законов Драконта, которыми за все преступления, даже самые мелкие, установлено -было только одно наказание - смерть. Затем Солон приступил к преобразованию управления государством. До этого времени власть в Афинах принадлежала эвпатридам, народ не участвовал в управлении. Все дела вершил совет знати (ареопаг) , который назначал должностных лиц - архонтов. Суд также находился в руках знатных. Народное собрание не имело почти никакого значения. Солон привлек к управлению государством не только эвпатридов, но и богатых людей простого происхождения. Всех граждан он разделил на четыре разряда в зависимости от их дохода. Граждане первых трех разрядов могли занимать государственные должности и несли службу в сухопутном войске. Бедняки (феты) имели право участвовать только в народном собрании и в судах. У них не было средств на приобретение оружия, и потому в войске они составляли вспомогательные отряды или служили гребцами на кораблях. Высшей законодательной властью в Афинах стало народное собрание. В нем могли участвовать все полноправные афинские граждане; рабы, женщины и метеки не имели никаких политических прав. Из старых государственных учреждений Солон сохранил ареопаг, поручив ему наблюдение за выполнением законов. Солон поощрял развитие ремесел. Для того чтобы в стране не было нищих, он издал закон, по которому сын мог не кормить престарелого отца, если тот не выучил его какому-нибудь ремеслу.
3, 4,5, заходи на ссылка и просто вбей их имена в поиск
Кстати может быть не Фелистокл, а Фемистокл?

В Х в. до н.э. в отличие от других греческих городов Афины не находились в упадке. Афины сумели отразить дорийское нашествие (впоследствии афиняне гордились своей автохтонностью, т. е. тем, что они являлись потомками коренных жителей - ахейцев) и стали центром колонизации Малой Азии. Афинская керамика протогеометрического периода была лучшей в Греции. Предания о мифическом герое Тесее отражают мощь и значение доархаических Афин. С именем Тесея традиционно связывают и синойкизм - слияние разрозненных общин Аттики (Элевсина, Рамнунта, Марафона и др.) в единый полис. Главной крепостью Аттики и резиденцией органов власти стал афинский акрополь, удобно расположенный сравнительно недалеко от моря и от природы хорошо защищенный. После синойкизма Аттика стала одним из крупнейших государственных образований по территории и населению в Греции. Характерно, что лежащая к северу от Аттики область Беотия, сопоставимая по размерам с Аттикой, так и не стала единым полисом, хотя Фивы, крупнейший город, играли первенствующую роль.

Однако конец периода "темных веков" и начало архаического периода были временем упадка и сравнительной слабости Афин. В это время на первый план выходят соседи Афин на Истме - Коринф и Мегара, а также эвбейские полисы Халкида и Эретрия. В конце VIII или в начале VII в. до н.э. между Халкидой и Эретрией вспыхнула Лелантинская война за обладание плодородной Лелантинской долиной, в которой приняли участие многие греческие полисы.

Поскольку Аттика не была завоевана дорийцами, в ней не было зависимого населения, в отличие от Лаконии или более близкой Мегариды. Географически Аттика делилась на три района: Педиэю (равнинные земли вокруг Афин и Элевсина), Паралию (прибрежную полосу от Афин до Суния) и Диакрию (гористую восточную Аттику). Подобно другим ионийским полисам, в Афинах существовали четыре филы ("племени"), делившиеся в свою очередь на фратрии ("братства"). Более мелкой единицей был генос ("род"), хотя по поводу афинского рода нет уверенности в том, что в него всегда входили исключительно родственники, а не соседи. Основой же социальной жизни в Афинах, как и во всей Греции, был ойкос (домохозяйство, большая семья). Выделялись более знатные семьи, гордившиеся своим древним происхождением и обладавшие богатством.

Царская власть в Аттике исчезла уже в "темные века", и во главе полиса стояли архонты ("начальники"). К VII в. до н.э. религиозные обязанности царя и некоторые ограниченные судебные функции исполнял архонт-басилей, войско возглавлял полемарх ("военный архонт"), гражданскими делами ведал архонт-эпоним, по имени которого с 683 г. назывался год в Афинах. Экс-архонты становились членами Совета, который заседал на Ареопаге (холме Ареса) рядом с Акрополем. Совет Ареопага следил за выполнением должностными лицами своих обязанностей, наблюдая за исполнением обычаев и законов. Народное собрание (экклесия ) имело немного прав, но достаточно фундаментальных. На народном собрании избирались архонты, хотя соискатели обязательно должны были быть знатного происхождения и обладать богатством, каждый гражданин имел право в особых обращаться к народному собранию.



К середине VII в. коллегия из шести фесмофетов стала собирать и записывать законы, но не публиковала их. Большинство граждан было заинтересовано в публикации законов, чтобы ограничить субъективизм архонтов-аристократов в толковании обычного права. Напряженной обстановкой в городе воспользовался молодой аристократ Килон и в 636 г. при поддержке мегарского тирана Феагена попытался захватить тираническую власть в Афинах. Попытка провалилась: против Килона выступили даже малосведущие в политике аттические крестьяне, осадившие заговорщиков на Акрополе. Килону удалось бежать, но его сторонники, укрывшиеся у алтаря Афины, были вопреки обычаю перебиты. Осадой руководил архонт этого года Мегакл из знатного рода Алкмеонидов, и в конце VII в. этот род был изгнан из Аттики за преступление против божества. Уже в это время, таким образом, можно наблюдать противоборство двух группировок аттической аристократии - представители одной из них, Алкмеониды, связанные с торговлей, были сторонниками постепенной демократизации государства.

Вскоре после заговора Килона, в 621 г. фесмофетом Драконтом был обнародован первый афинский свод законов, известный своей суровостью ("драконовы законы"): за большинство преступлений полагалась смертная казнь. По преданию, когда Драконта спросили, почему он назначил одно и то же наказание и за мелкую кражу, и за убийство, он ответил: "Первое я счел достойным смертной казни, а за второе не нашел более сурового наказания". С одной стороны, издание законов было уступкой демосу, с другой стороны, сами законы отражали ситуацию в обществе, реальной властью в котором обладали аристократы. В итоге социальная борьба не ослабла, и результатом ее стало введение нового свода законов - законов Солона.



Солон был избран архонтом на 594/3 г., причем не просто архонтом, а "примирителем". Его полномочия напоминали полномочия эсимнета, и в своих стихах Солон отмечал, что ему было очень просто захватить тираническую власть. Солон тем не менее использовал свой авторитет для законотворчества, и в афинской традиции именно Солон считался основателем афинского государства.

Солон был аристократом по происхождению (он принадлежал к древнему царскому роду Кодридов, обедневшему к рубежу VII - VI вв.), но источником его богатств была торговля. Солон был преуспевающим купцом (известно о его поездках в Египет), весьма образованным человеком, одним из известнейших раннегреческих поэтов: свои законы он "пропагандировал" в элегиях. Главной своей заслугой он считал сисахфию ("стряхивание бремени") - ликвидацию долговой кабалы, ситуации, когда должник отвечал не только своим имуществом, но и свободой. Камни с записью долговых обязательств были сброшены с полей мелких аттических земледельцев, были освобождены обращенные в рабство за долги афиняне. Были введены верхние пределы земельных владений, и после Солона Аттика развивалась как страна мелкого и среднего крестьянского землевладения. Однако Солон резко выступил против требований беднейших крестьян о переделе земель.

Солон поощрял ремесло и торговлю, стремился привлечь в Афины квалифицированных ремесленников из всей Греции. Переселенцы не получали гражданства, но становились метеками ("живущими рядом"), они были лично свободными, их имущественные права защищало афинское государство. Со времени Солона в Афинах начинается расцвет ремесла, и прежде всего производства керамики. Через несколько десятилетий, к середине VI в. до н. э. афинская чернофигурная керамика, судя по результатам археологических раскопок, господствовала не только в Греции, но и в значительной части Средиземноморья, причем многие известные мастера-керамисты были неафинянами по происхождению.

Солон провел также реформу политического устройства, введя имущественный ценз. Афинские граждане отныне разделялись на четыре категории: 1) пентакосиомедимны (пятисотмерники) - граждане с доходом более 500 медимнов зерна или 500 метретов вина или оливкового масла - наиболее богатые афиняне; 2) всадники - граждане, которые могли содержать боевого коня (их доход был свыше 300 медимнов); 3) зевгиты (от "дзевгос" - упряжка) - средние крестьяне с доходом 200 медимнов и выше; 4) феты - малоимущие с доходом менее 200 медимнов. Некоторые должности могли занимать только пентакосиомедимны (архонты, казначеи), большинство - граждане трех высших категорий. Феты не могли быть избранными на государственные должности, но имели право голосовать (выборы всех важнейших должностей отныне проводились народным собранием). Был учрежден также избиравшийся по филам Совет четырехсот, имевший право предварительного обсуждения законов и предложений, принимавшихся затем народным собранием.

Солону также приписывают некоторые менее важные законы: так, он запретил вывоз зерна из Аттики, что объяснялось ростом городского населения Афин, и поощрял оливководство; сын мог не содержать престарелого отца, если тот не позаботился об обучении его какому-нибудь ремеслу, и некоторые другие. Законы Солона были вырезаны на четырех сторонах специальных вращающихся деревянных таблиц (аксонах ), доступных для обозрения всем гражданам. Этот факт свидетельствует, кроме всего прочего, о значительном распространении грамотности в архаических Афинах. Законы Солона не устраивали аристократов-землевладельцев, против них выступала и радикально настроенная часть демоса. Солон проводил среднюю линию, ориентировался на нарождающийся "средний класс", призывал действовать постепенно. Аристотель в трактате о государственном устройстве Афин приводит следующие стихи Солона:

"Да, я народу почет предоставил, какой ему нужен -

Не сократил его прав, не дал и лишних зато.

Также подумал о тех я, кто силу имел и богатством

Славился, - чтоб никаких им не чинилось обид.

Встал я, могучим щитом своим тех и других прикрывая,

И никому побеждать не дал неправо других".

Может быть, именно поэтому установлениям Солона была суждена парадоксальным образом одновременно долгая и недолгая жизнь. Долгая потому, что на солоновском законодательстве было основано все афинское право, и Солон справедливо считался основателем афинского государства. Недолгая же из-за того, что после реформ Солона социальная борьба в Афинах продолжалась с еще большим ожесточением, и сам законодатель добровольно ушел в изгнание. Причиной было то, что ни одна из социальных групп не считала себя полностью удовлетворенной солоновскими законами: аристократы-землевладельцы негодовали из-за отмены долгов, беднейшие крестьяне не добились передела земель.

На пятый и на десятый год после архонтства Солона в Афинах из-за борьбы политических группировок не были проведены выборы архонтов (возникла анархия). Термин этот стал впоследствии нарицательным для обозначения безвластия. Напряженной ситуацией в Афинах воспользовался один из аристократов - Писистрат, который около 560 г., использовав приданных ему по решению народного собрания дубинщиков, захватил тираническую власть в городе.

Правление Писистрата длилось с 560 до 528 г. до н.э., когда он умер, но прерывалось два раза его изгнанием из Афин. Писистрат то конфликтовал, то вступал в союз с представителями различных группировок аттической знати, в том числе с Мегаклом Алкмеонидом, и в конце концов ему удалось одолеть своих противников. Писистрат не изменил законы Солона, он как бы поставил себя выше их. Тем не менее тиран стремился подчеркнуть свою приверженность соблюдению законов: вызванный на суд Ареопага в качестве ответчика, он явился на заседание. Его нововведениями были взимание подушного налога (1/10 или 1/20 части всех доходов) и организация "судей по демам" - разъездных судебных коллегий, которые решали мелкие дела, не отрывая крестьян от их повседневных дел.

Подобно другим тиранам, Писистрат проводил активную культурную политику: с его именем обычно связывают организацию празднования Великих Панафиней, на которых проводились мусические и гимнастические состязания. К этому празднеству часто возводят истоки афинского театра, а панафинейские амфоры, вручавшиеся победителям состязаний, являются одной из вершин греческой вазописи. При Писистрате в Афинах были записаны поэмы Гомера, причем была произведена их окончательная редакция. Ко двору его сыновей были приглашены Симонид и Анакреонт - крупнейшие греческие поэты архаической эпохи.

Тирания не смогла прервать естественный процесс развития афинского полиса, развития в сторону демократии. Законы Солона заложили прочный фундамент для будущего государственного устройства Афин, государственный строй солоновского времени афиняне V - IV вв. до н. э. называли "отеческим". Тирания, возможно, ускорила политическое размежевание в Афинах и установление демократического правления. В конце архаического периода Афины выходят на передовые позиции в социально-экономическом развитии в Греции и становятся одним из ведущих полисов.

Лекция 6. Демократические преобразования Клисфена: демократия с аристократами во главе

VI век до н. э. был временем бурного развития экономики Афин, периодом важных и глубоких социальных сдвигов в афинском обществе. Больше всего сведений сохранилось о производстве керамики: афинская расписная керамика распространилась по всему Средиземноморью и Причерноморью, значительно потеснив коринфскую. Во второй половине VI в. до н. э. происходит переход от чернофигурной к краснофигурной расписной керамике в Афинах, что позволяло вазописцам лучше изображать человеческое тело.

Производство керамики было сосредоточено в небольших мастерских, где существовало разделение труда. Наиболее тяжелые и грязные работы выполнялись рабами-иноземцами, о чем говорят их имена Скиф, Лид ("лидиец") и т. п. Мастерская обычно принадлежала хозяину мастерской - гончару, который нанимал вазописцев - художников по росписи керамики. Гончар был, как правило гражданином или метеком, вазописцами были как метеки, так и рабы. Некоторые рабы смогли выкупиться на волю и, становясь вольноотпущенниками, переходили в сословие метеков. Выпускалась как массовая продукция, так и высокохудожестенные вазы по специальному заказу.

К концу VI века благосостояние афинских ремесленников и торговцев возросло, о чем свидетельствуют их посвящения на афинском акрополе: в надписях часто указывалось, что посвятитель жертвовал богине Афине десятую часть своих годовых доходов. О ярко выраженном стремлении к обогащению свидетельствуют и некоторые надписи на керамике: например, сцена продажи оливкового масла сопровождается надписью "Зевс-отец, вот бы мне разбогатеть!"

Отношение афинских ремесленников к труду, к своей профессии характеризует надпись на посвящении неизвестного ремесленника (около 500 г.): "Благородно приобретать премудрость в ремесле. Тот, кто владеет ремеслом, имеет и лучшие средства существования". Такая нацеленность афинских ремесленников (перекликавшаяся с законом Солона), несомненно, способствовала прогрессу ремесленного производства. С середины VI в. до н. э. в Афинах получает широкое распространение практика подписывания своих изделий гончарами и вазописцами, которые стремились "идентифицировать" их, поставить свою "торговую марку". Ремесленники-вазописцы стали изображать на вазах не только мифологические сцены, но и ремесленников, занятых различными видами труда и отдыхающих от него. Проявляется профессиональная гордость: на одной из ваз сохранилась занимательная надпись - "Расписал Евтимид, сын Поллия, как Евфроний никогда бы не смог", Значительное развитие претерпело также кузнечное ремесло, деревообработка.

Экономическое процветание не могло не сказаться на социальном самосознании. К концу VI в. до н. э. афинский демос уже не был аморфной массой, мало интересующейся политической борьбой. Этому содействовало как материальное благосостояние, так и сравнительно высокий культурный уровень, почти повсеместное распространение грамотности. По экономическому положению верхушка демоса сближалась с той частью аристократии, которая строила свое благосостояние на торговых операциях и в меньшей степени была связана с землевладением и эксплуатацией (до реформ Солона) зависимого сельского населения. И перипетии, и результат политической борьбы в Аттике в конце VI в. до н. э. невозможно объяснить без учета экономического роста и социальных перемен в афинском обществе.

В 528 г. до н.э. умер афинский тиран Писистрат. Ему наследовали сыновья - Гиппий, Гиппарх и Фессал, но реальная власть была в руках старшего, Гиппия. В начале правления наследники Писистрата чувствовали себя неуверенно - возможно, этим объясняется инспирированное ими убийство олимпионика (победителя на Олимпиаде) Кимона Коалема. Авторитет победителя Олимпиад в любом греческом полисе был очень высок. Существовал обычай, по которому при встрече олимпионика сограждане разбирали часть городской стены - город, в котором живет столь доблестный муж, не нуждается в стенах. Афинский аристократ Кимон Коалем из рода Кимонидов трижды подряд (в 536, 532 и 528 гг. до н.э.) был чемпионом Олимпиады в наиболее престижном виде - состязании колесниц-четверок. Авторитет олимпионика был очень опасен для тирана. И хотя одну из своих побед Кимон "передал" Писистрату, заслужив этим возвращение из изгнания, для наследников Писистрата все равно он был слишком опасен.

На основании сообщений Геродота, Фукидида, Аристотеля и других древних авторов ученые делали вывод, что Гиппий сразу после прихода к власти вступил в борьбу с аристократией. Но в 1936 г. американские археологи во время раскопок на афинской агоре (рыночной площади) обнаружили часть списка первых архонтов - высших должностных лиц Афин, по имени которых обозначался год, и выяснилось, что первыми архонтами в 20-е годы VI в. были не только тиран Гиппий и его сын Писистрат Младший, но и Мильтиад Младший, сын Кимона Коалема, и Клисфен Алкмеонид, в будущем - инициатор демократических преобразований. Дело в том, что внешнеполитическое положение Писистратидов стало ухудшаться, и им было необходимо хотя бы на время примириться с аристократической оппозицией. Спартанцы изгнали наксосского тирана Лигдамида, союзника Писистратидов; другой тиран, Поликрат Самосский, был убит персами. Персы также угрожали афинским владениям в Троаде, на северо-западе Малой Азии. Но больше всего Гиппий опасался спартанцев, которые были враждебны любой тирании. Для защиты от них было начато строительство крепости в Мунихии (в районе Пирея), куда в случае опасности могла эвакуироваться семья и сторонники тиранов.

Писистратиды продолжали культурную политику отца. При их дворе жил замечательный поэт Анакреонт, регулярно проводились Панафинейские игры, на агоре был воздвигнут алтарь 12 олимпийских богов.

В 514 г. Гармодий и Аристогитон из рода Гефиреев составили заговор с целью убийства тиранов. Заговор удался лишь частично: был убит Гиппарх, а старший из братьев, Гиппий, жестоко расправился с заговорщиками. Часть аристократов-противников тиранов бежала из Афин и укрепилась в пограничной крепости Липсидрии, но в конце концов была вынуждена покинуть и ее. Только благодаря прямому военному вмешательству Спарты тирания была свергнута в 510 г. и Гиппий удалился в изгнание.

Сначала у власти оказались поддержанные Спартой аристократы во главе с Исагором. Но в 508 г. в результате восстания демоса Исагор был свергнут, и спартанский гарнизон был вынужден покинуть Афины. Возглавил эту "демократическую революцию" Клисфен Алкмеонид. Алкмеониды выделялись из аттической знати источниками своего богатства (торговые операции, добыча полезных ископаемых), связями с демосом. Клисфен привлек на свою сторону демос обещанием реформ. И демос и "новая" аристократия были заинтересованы в таком административном делении Аттики, которое исключало бы возможность как сохранения зависимости сельского населения от влиятельных аристократов, так и - в результате этого - существования на локальной основе "традиционных" политических группировок аристократов.

Клисфеновские преобразования продолжались с 508 по 500 г. до н.э. и затронули разные стороны государственного устройства Афин. В результате клисфеновских реформ самой мелкой административной единицей стал дем (селение либо городской квартал). Дем был территориальной единицей: его членами были все граждане, проживавшие на его территории, вне зависимости от принадлежности к тому или иному геносу (роду). Жители дема избирали демарха, в деме велись списки граждан и т. п.

Вместо старых фил были образованы 10 новых, каждая из которых включала в себя три части (триттии) - одну городскую, одну из приморских районов, одну из внутренних районов Аттики. Новый Совет пятисот формировался на основе новых фил (по 50 булевтов , членов Совета, от каждой) и имел право предварительного рассмотрения решений, выносившихся затем на народное собрание. Клисфену удалось "перемешать" граждан; этим он буквально выбивал почву из-под ног своих противников из числа знати и уничтожал саму возможность существования политических группировок на локально-родовой основе.

Считается, что при Клисфене был введен остракизм , который стал применяться двумя десятилетиями позже, в середине 80-х гг. V в. до н.э. Остракизм - это голосование черепками (острака) о том, необходимо ли изгнать из Афин кого-либо из политических деятелей, заподозренных в стремлении к тиранической власти. Остракизм часто использовался впоследствии в борьбе политических группировок в Афинах. В результате клиофеновских реформ руководство армией было передано коллегии из десяти выборных стратегов, координирующую роль при этом должен был играть архонт-полемарх.

Итогом клисфеновских реформ стало введение в Афинах демократии, но это была еще ранняя стадия демократии. Активную роль в политической жизни могли играть только богатые граждане, поскольку государственные должности не оплачивались. Было достигнуто единство между частью аристократии и демосом по вопросу о направлении политического развития Афин. Это не исключало в дальнейшем острой политической борьбы, но она уже перешла в другое русло, велась вокруг степени развития демократии, в то время как общее направление развития было заложено реформами Клисфена. К началу греко-персидких войн Афины стали по мощи вторым, после Спарты, государством Греции, и именно в Афинах наиболее ярко воплотились черты древнегреческой демократии, все ее достижения и вся ее ограниченность.

Принадлежал сам к сословию эвпатридов, но главным его занятием была торговля, которая заставила его посетить многие чужие страны, что его обогатило знаниями и жизненным опытом. По более поздним сведениям о нем, Солон уже успел оказать родному государству важные услуги (завоевание острова Саламина по его инициативе), когда в 594 г. был избран первым архонтом (эпонимом) с полномочием установить мир между знатью и народом, для чего он должен был издать необходимые законы . Солон воспользовался этим поручением, чтобы совершенно преобразовать государство, и потому его реформа получила в высшей степени важное значение в истории Афин. Первым делом законодателя было «снятие бремени» (сисахфия) с народа и земли, как было им названо уничтожение всех долговых обязательств с их последствиями. Все долги были отменены; залоговые камни, бременившие земельные участки геоморов, были сняты; все, кто только находился в рабстве из-за сделанного долга, были освобождены , и впредь было запрещено заимодавцам обращать в рабство своих должников. Это была, конечно, радикальная революционная мера, но она одна оказалась способною положить конец все «более и более усиливавшемуся закрепощению народа. Единомышленники Солона требовали даже нового передела всей поземельной собственности, но так далеко сам он не хотел идти. Оставив, далее, в силе уголовные законы Драконта, Солон занялся реформами в гражданском праве, дозволив гражданам, например, совершать духовные завещания, – указание на то, что в это время принцип родовой или семейной собственности пришел в Аттике в упадок, так как право завещать свое имущество по усмотрению предполагает существование чисто личной собственности. В тяжбах об имуществах можно было жаловаться (апеллировать) на приговоры должностных лиц так называемой гелиэе , собранию присяжных, которые выбирались по жребию из всех граждан свыше 30 лет от роду. Солон произвел в Афинах и денежную реформу. В VI в. в Аттике была в ходу монета, которою пользовались ближайшие соседи Афин, Эгина и Мегара, но Солон заменил ее другою, более распространенною монетною единицею Халкиды и Корин фа, что облегчило торговые сношения Афин с другими государствами Греции .

114. Разделение граждан на классы

115. Государственное устройство Афин при Солоне

Солон преобразовал и государственное устройство Афин. Во главе правления были оставлены девять архонтов, но они избирались уже не из одних эвпатридов и не одними эвпатридами, а из всех граждан первого класса и всем народом, которому и отдавали отчет в своем правлении. Рядом с ареопагом, за которым остались высший надзор за соблюдением религиозных предписаний и законов и поведением граждан, а также суд об убийстве, Солон учредил новый совет четырехсот, или буле (βουλή). Члены его выбирались на год по старым филам, по ста от каждой филы и притом лишь из граждан трех первых классов, хотя фактически попадали в буле только граждане первых двух классов. Совет сделался главным правительственными учреждением, так как он заведовал доходами и расходами государства, сносился с иностранными правительствами, предварительно рассматривал все правительственные мероприятия и т. п. Солону приписывали слова, по которым ареопаг и буле должны были быть двумя якорями афинского государства для охраны его от бурь. Все граждане, не исключая фетов, имели право участвовать в вече (экклесии), которое избирало всех должностных лиц, решало все важнейшие дела (например, о войне и мире) и принимало постановления законодательного характера, но только под высшим надзором ареопага, который мог отменять все, что, по его мнению, противоречило законам и было опасно для государства. Должностные лица были ответственны перед гелиэей.

Голова афинского куроса (мужской статуи) времён Солона

116. Отношение народа к законам Солона

Реформа Солона раздражила эвпатридов, но не вполне удовлетворила и народ. В сущности за старою знатью она все-таки оставляла большое значение. Первый класс состоял исключительно из эвпатридов, которые притом остались полными господами в старых филах и фратриях, где за знатными родами сохранилось их прежнее религиозное значение и в то же время продолжали решаться все второстепенные дела, в большинстве случаев бывшие, однако, очень важными для отдельных простолюдинов. С другой стороны, в народе было много недовольных тем, что Солон не уравнял поземельной собственности, как на то многие рассчитывали. Наконец, сисахфия уничтожила старые долговые обязательства, и прежние законы о долгах были изменены в благоприятном для должников смысле, но прежние экономические условия, порождавшие необходимость входить в долги и платить большие проценты, оставались в силе и на будущее время. Вот почему народное брожение продолжалось и после реформы, произведенной Солоном. Исходом из такого состояния явилось установление в Афинах тирании, как это делалось в то же самое время и в других городах Греции.

В Х в. до н.э. в отличие от других греческих городов Афины не находились в упадке. Афины сумели отразить дорийское нашествие (впоследствии афиняне гордились своей автохтонностью, т. е. тем, что они являлись потомками коренных жителей - ахейцев) и стали центром колонизации Малой Азии. Афинская керамика протогеометрического периода была лучшей в Греции. Предания о мифическом герое Тесее отражают мощь и значение доархаических Афин. С именем Тесея традиционно связывают и синойкизм - слияние разрозненных общин Аттики (Элевсина, Рамнунта, Марафона и др.) в единый полис. Главной крепостью Аттики и резиденцией органов власти стал афинский акрополь, удобно расположенный сравнительно недалеко от моря и от природы хорошо защищенный. После синойкизма Аттика стала одним из крупнейших государственных образований по территории и населению в Греции. Характерно, что лежащая к северу от Аттики область Беотия, сопоставимая по размерам с Аттикой, так и не стала единым полисом, хотя Фивы, крупнейший город, играли первенствующую роль.

Однако конец периода "темных веков" и начало архаического периода были временем упадка и сравнительной слабости Афин. В это время на первый план выходят соседи Афин на Истме - Коринф и Мегара, а также эвбейские полисы Халкида и Эретрия. В конце VIII или в начале VII в. до н.э. между Халкидой и Эретрией вспыхнула Лелантинская война за обладание плодородной Лелантинской долиной, в которой приняли участие многие греческие полисы.

Поскольку Аттика не была завоевана дорийцами, в ней не было зависимого населения, в отличие от Лаконии или более близкой Мегариды. Географически Аттика делилась на три района: Педиэю (равнинные земли вокруг Афин и Элевсина), Паралию (прибрежную полосу от Афин до Суния) и Диакрию (гористую восточную Аттику). Подобно другим ионийским полисам, в Афинах существовали четыре филы ("племени"), делившиеся в свою очередь на фратрии ("братства"). Более мелкой единицей был генос ("род"), хотя по поводу афинского рода нет уверенности в том, что в него всегда входили исключительно родственники, а не соседи. Основой же социальной жизни в Афинах, как и во всей Греции, был ойкос (домохозяйство, большая семья). Выделялись более знатные семьи, гордившиеся своим древним происхождением и обладавшие богатством.

Царская власть в Аттике исчезла уже в "темные века", и во главе полиса стояли архонты ("начальники"). К VII в. до н.э. религиозные обязанности царя и некоторые ограниченные судебные функции исполнял архонт-басилей, войско возглавлял полемарх ("военный архонт"), гражданскими делами ведал архонт-эпоним, по имени которого с 683 г. назывался год в Афинах. Экс-архонты становились членами Совета, который заседал на Ареопаге (холме Ареса) рядом с Акрополем. Совет Ареопага следил за выполнением должностными лицами своих обязанностей, наблюдая за исполнением обычаев и законов. Народное собрание (экклесия ) имело немного прав, но достаточно фундаментальных. На народном собрании избирались архонты, хотя соискатели обязательно должны были быть знатного происхождения и обладать богатством, каждый гражданин имел право в особых обращаться к народному собранию.

К середине VII в. коллегия из шести фесмофетов стала собирать и записывать законы, но не публиковала их. Большинство граждан было заинтересовано в публикации законов, чтобы ограничить субъективизм архонтов-аристократов в толковании обычного права. Напряженной обстановкой в городе воспользовался молодой аристократ Килон и в 636 г. при поддержке мегарского тирана Феагена попытался захватить тираническую власть в Афинах. Попытка провалилась: против Килона выступили даже малосведущие в политике аттические крестьяне, осадившие заговорщиков на Акрополе. Килону удалось бежать, но его сторонники, укрывшиеся у алтаря Афины, были вопреки обычаю перебиты. Осадой руководил архонт этого года Мегакл из знатного рода Алкмеонидов, и в конце VII в. этот род был изгнан из Аттики за преступление против божества. Уже в это время, таким образом, можно наблюдать противоборство двух группировок аттической аристократии - представители одной из них, Алкмеониды, связанные с торговлей, были сторонниками постепенной демократизации государства.

Вскоре после заговора Килона, в 621 г. фесмофетом Драконтом был обнародован первый афинский свод законов, известный своей суровостью ("драконовы законы"): за большинство преступлений полагалась смертная казнь. По преданию, когда Драконта спросили, почему он назначил одно и то же наказание и за мелкую кражу, и за убийство, он ответил: "Первое я счел достойным смертной казни, а за второе не нашел более сурового наказания". С одной стороны, издание законов было уступкой демосу, с другой стороны, сами законы отражали ситуацию в обществе, реальной властью в котором обладали аристократы. В итоге социальная борьба не ослабла, и результатом ее стало введение нового свода законов - законов Солона.

Солон был избран архонтом на 594/3 г., причем не просто архонтом, а "примирителем". Его полномочия напоминали полномочия эсимнета, и в своих стихах Солон отмечал, что ему было очень просто захватить тираническую власть. Солон тем не менее использовал свой авторитет для законотворчества, и в афинской традиции именно Солон считался основателем афинского государства.

Солон был аристократом по происхождению (он принадлежал к древнему царскому роду Кодридов, обедневшему к рубежу VII - VI вв.), но источником его богатств была торговля. Солон был преуспевающим купцом (известно о его поездках в Египет), весьма образованным человеком, одним из известнейших раннегреческих поэтов: свои законы он "пропагандировал" в элегиях. Главной своей заслугой он считал сисахфию ("стряхивание бремени") - ликвидацию долговой кабалы, ситуации, когда должник отвечал не только своим имуществом, но и свободой. Камни с записью долговых обязательств были сброшены с полей мелких аттических земледельцев, были освобождены обращенные в рабство за долги афиняне. Были введены верхние пределы земельных владений, и после Солона Аттика развивалась как страна мелкого и среднего крестьянского землевладения. Однако Солон резко выступил против требований беднейших крестьян о переделе земель.

Солон поощрял ремесло и торговлю, стремился привлечь в Афины квалифицированных ремесленников из всей Греции. Переселенцы не получали гражданства, но становились метеками ("живущими рядом"), они были лично свободными, их имущественные права защищало афинское государство. Со времени Солона в Афинах начинается расцвет ремесла, и прежде всего производства керамики. Через несколько десятилетий, к середине VI в. до н. э. афинская чернофигурная керамика, судя по результатам археологических раскопок, господствовала не только в Греции, но и в значительной части Средиземноморья, причем многие известные мастера-керамисты были неафинянами по происхождению.

Солон провел также реформу политического устройства, введя имущественный ценз. Афинские граждане отныне разделялись на четыре категории: 1) пентакосиомедимны (пятисотмерники) - граждане с доходом более 500 медимнов зерна или 500 метретов вина или оливкового масла - наиболее богатые афиняне; 2) всадники - граждане, которые могли содержать боевого коня (их доход был свыше 300 медимнов); 3) зевгиты (от "дзевгос" - упряжка) - средние крестьяне с доходом 200 медимнов и выше; 4) феты - малоимущие с доходом менее 200 медимнов. Некоторые должности могли занимать только пентакосиомедимны (архонты, казначеи), большинство - граждане трех высших категорий. Феты не могли быть избранными на государственные должности, но имели право голосовать (выборы всех важнейших должностей отныне проводились народным собранием). Был учрежден также избиравшийся по филам Совет четырехсот, имевший право предварительного обсуждения законов и предложений, принимавшихся затем народным собранием.

Солону также приписывают некоторые менее важные законы: так, он запретил вывоз зерна из Аттики, что объяснялось ростом городского населения Афин, и поощрял оливководство; сын мог не содержать престарелого отца, если тот не позаботился об обучении его какому-нибудь ремеслу, и некоторые другие. Законы Солона были вырезаны на четырех сторонах специальных вращающихся деревянных таблиц (аксонах ), доступных для обозрения всем гражданам. Этот факт свидетельствует, кроме всего прочего, о значительном распространении грамотности в архаических Афинах. Законы Солона не устраивали аристократов-землевладельцев, против них выступала и радикально настроенная часть демоса. Солон проводил среднюю линию, ориентировался на нарождающийся "средний класс", призывал действовать постепенно. Аристотель в трактате о государственном устройстве Афин приводит следующие стихи Солона:

"Да, я народу почет предоставил, какой ему нужен -

Не сократил его прав, не дал и лишних зато.

Также подумал о тех я, кто силу имел и богатством

Славился, - чтоб никаких им не чинилось обид.

Встал я, могучим щитом своим тех и других прикрывая,

И никому побеждать не дал неправо других".

Может быть, именно поэтому установлениям Солона была суждена парадоксальным образом одновременно долгая и недолгая жизнь. Долгая потому, что на солоновском законодательстве было основано все афинское право, и Солон справедливо считался основателем афинского государства. Недолгая же из-за того, что после реформ Солона социальная борьба в Афинах продолжалась с еще большим ожесточением, и сам законодатель добровольно ушел в изгнание. Причиной было то, что ни одна из социальных групп не считала себя полностью удовлетворенной солоновскими законами: аристократы-землевладельцы негодовали из-за отмены долгов, беднейшие крестьяне не добились передела земель.

На пятый и на десятый год после архонтства Солона в Афинах из-за борьбы политических группировок не были проведены выборы архонтов (возникла анархия). Термин этот стал впоследствии нарицательным для обозначения безвластия. Напряженной ситуацией в Афинах воспользовался один из аристократов - Писистрат, который около 560 г., использовав приданных ему по решению народного собрания дубинщиков, захватил тираническую власть в городе.

Правление Писистрата длилось с 560 до 528 г. до н.э., когда он умер, но прерывалось два раза его изгнанием из Афин. Писистрат то конфликтовал, то вступал в союз с представителями различных группировок аттической знати, в том числе с Мегаклом Алкмеонидом, и в конце концов ему удалось одолеть своих противников. Писистрат не изменил законы Солона, он как бы поставил себя выше их. Тем не менее тиран стремился подчеркнуть свою приверженность соблюдению законов: вызванный на суд Ареопага в качестве ответчика, он явился на заседание. Его нововведениями были взимание подушного налога (1/10 или 1/20 части всех доходов) и организация "судей по демам" - разъездных судебных коллегий, которые решали мелкие дела, не отрывая крестьян от их повседневных дел.

Подобно другим тиранам, Писистрат проводил активную культурную политику: с его именем обычно связывают организацию празднования Великих Панафиней, на которых проводились мусические и гимнастические состязания. К этому празднеству часто возводят истоки афинского театра, а панафинейские амфоры, вручавшиеся победителям состязаний, являются одной из вершин греческой вазописи. При Писистрате в Афинах были записаны поэмы Гомера, причем была произведена их окончательная редакция. Ко двору его сыновей были приглашены Симонид и Анакреонт - крупнейшие греческие поэты архаической эпохи.

Тирания не смогла прервать естественный процесс развития афинского полиса, развития в сторону демократии. Законы Солона заложили прочный фундамент для будущего государственного устройства Афин, государственный строй солоновского времени афиняне V - IV вв. до н. э. называли "отеческим". Тирания, возможно, ускорила политическое размежевание в Афинах и установление демократического правления. В конце архаического периода Афины выходят на передовые позиции в социально-экономическом развитии в Греции и становятся одним из ведущих полисов.

Реформы Солона. Афинский демос, доведённый до нищеты и недовольный своим бесправием, начал борьбу с аристократами. Он требовал равных с аристократами прав в управлении государством, возвращения отобранных наделов и освобождения попавших в рабство за долги. Вспыхнувшая между демосом и аристократами вражда расколола афинское общество на два непримиримых лагеря. Борьба продолжалась долго, но ни одна из сторон не могла добиться успеха. Тогда противники решили уладить дело миром и для этого обратиться к наиболее уважаемому человеку в Афинах - Солону. Он был потомком последнего афинского царя, героически погибшего в борьбе с дорийцами.

Солон был мудрым и дальновидным человеком. Он много путешествовал, бывал в разных странах и знал их законы. К тому же он был человеком исключительной честности. В 594 году до н. э. главным архонтом избрали Солона и поручили ему составить новые законы.

  • Вспомните, когда были введены законы Драконта.

Солон издал новые законы и провёл реформу государства. Начал он с того, что отменил все прежние долги афинских земледельцев и приказал убрать с их полей долговые камни. Архонт вернул афинянам отобранные у них земельные наделы. Позаботился Солон и о тех, кто оказался проданным в долговое рабство. Он всем возвратил свободу, а само долговое рабство запретил. По изданному им закону афинянина, даже не имевшего средств на выплату долга, нельзя было обратить в раба. Солон велел также разыскать и тех афинских граждан, которые оказались проданными на чужбину. Все они были выкуплены государством и вернулись на родину.

Рис. Солон. Древнегреческая скульптура

Разделение граждан на разряды. Ещё одним нововведением Солона стало разделение афинян в зависимости от дохода на разряды. Чем выше был доход, тем к более высокому разряду относился человек, тем больше было у него и прав. При этом все граждане, независимо от разряда, несли военную службу. Каждый молодой афинянин должен был два года проходить военное обучение и затем до шестидесяти лет оставаться воином. В случае войны он со своим вооружением являлся в войско.

В первый разряд входили наиболее богатые граждане. Они обязаны были оснащать и содержать за свой счёт военные корабли. Это стоило очень дорого. Но зато и на высшие должности в государстве могли быть избраны только они. Граждан первого разряда в Афинах было меньше всего. Ко второму разряду относились люди с меньшим достатком. Каждый из них должен был приобрести на свои деньги дорогостоящего боевого коня. Граждане этого разряда - всадники - несли службу в коннице. Третий, самый многочисленный разряд составляли афиняне среднего достатка. В него входили те, чьи доходы позволяли приобретать снаряжение тяжеловооружённого воина - гоплита. Гоплиты составляли главную силу афинской армии. Последний разряд состоял из неимущих граждан. К нему принадлежали люди, совсем не имевшие земли или владевшие столь крохотными наделами, что доходов от них на приобретение дорогого оружия не хватало. Людей, относившихся к четвёртому разряду, называли фетами. Они должны были служить в легковооружённой пехоте или гребцами на военных судах.

Рис. Играющие юноши. Афинский рельеф

Граждане первых трёх разрядов были обязаны вносить в афинскую казну деньги на военные и другие нужды. Они имели право участвовать в Народном собрании и избираться на различные государственные должности. Феты же были освобождены от уплаты денег, но не могли быть избраны ни на одну из должностей в полисе. Они могли лишь участвовать в Народном собрании.

Рис. Гоплит. Надгробная стела

Возрастание роли демоса в управлении Афинами. Роль афинского Народного собрания при Солоне выросла. Теперь в нём могли участвовать все без исключения афинские граждане, в том числе и бедняки, которые по законам Драконта были лишены такой возможности. На собрании решались все важнейшие дела в государстве, принимались новые законы. Здесь же сроком на один год выбирали и должностных лиц полиса.

При Солоне был учреждён более справедливый суд. Судьями могли быть избраны даже феты, а не только аристократы, как прежде. На судебном разбирательстве могли присутствовать все желающие. Для этого в Афинах было возведено специальное здание. Суд вершил не один, а сразу несколько судей. Они сообща выясняли, виновен ли человек. После этого каждый судья бросал в специальный бронзовый сосуд белый или чёрный камешек. Чёрный означал, что он считает человека виновным, белый - невиновным. Каких камешков набиралось больше, такое решение и принимали судьи.

Основные черты афинской демократии. Реформы Солона заложили в Афинах основы демократии, то есть власти народа - демоса. Теперь любой афинский гражданин мог участвовать в управлении государством. Он мог быть избран на важные должности, голосовать в Народном собрании за законы и решения, казавшиеся ему справедливыми. Были отменены привилегии афинских аристократов, а вместо деления на знатных и незнатных введены имущественные разряды. Граждане различались уже не знатностью происхождения, а своими доходами. И это было более справедливо. Ведь незнатный никогда не мог стать аристократом, бедняк же мог надеяться когда-нибудь разбогатеть и перейти в более высокий разряд.

Обязанности афинских граждан и их права тоже зависели теперь от доходов. Более богатые исполняли и большие обязанности. Они должны были приобретать более дорогое вооружение и вносить большие суммы на различные нужды. Это считалось справедливым. Но афиняне полагали справедливым и то, что за это полагаются и большие права. При этом все без исключения граждане были равны перед законом.

Подведём итоги

В результате реформ Солона аристократия в Афинах сменилась демократией, отвечавшей интересам большего числа граждан.

Демократия - государственный строй, при котором власть принадлежит народу. Для демократии характерна выборность органов управления государством, равенство граждан, строгое соблюдение законов гражданами и государством.

594 год до н. э. Введение законов Солона в Афинах.

    «Когда Солона спросили, самые ли лучшие законы он дал афинянам, он ответил: "Да, самые лучшие из тех, какие они могли принять"».

Вопросы и задания

  1. Кто такой Солон? Что он сделал для улучшения положения земледельцев?
  2. Расскажите о разрядах афинских граждан.
  3. Что изменилось в управлении Афинами после реформ Солона?
  4. Назовите основные черты афинской демократии.
  5. Проведите диспут на тему «Какое из двух государств Древней Греции - Спарта или Афины - было устроено более справедливо? В каком из них ты предпочёл бы жить?». Выберите двух учеников, каждый из которых будет отстаивать свою точку зрения. Выиграет тот, кто приведёт больше аргументов.
Загрузка...
Top